
Музейные работники радовали саратовцев инсценировками
В Саратове, как и в других городах России, прошла Ночь музеев. Масштабное мероприятие и во многом полезное, так как в обычные дни нам редко удается попасть на экспозицию, хотя они, конечно, заслуживают того, чтобы их смотрели. Но поскольку людям нужна массовость, кто-то давно и не в России придумал превратить посещение музеев в попсовое мероприятие. И этот человек был гением, потому что в этот день тысячи людей узнают о том, что в их городах музеи в принципе существуют. Мы тоже прогулялись по музеям и рассказываем, что там видели.
Музей-усадьба Николая Чернышевского
В музей-усадьбу революционера-демократа Николая Чернышевского мы пришли примерно к 17 часам, тут уже было много людей, полиция осматривала всех входящих на территорию, но ничего интересного пока не происходило, поэтому решили еще прогуляться по городу. К 18 часам на площадке перед центральным зданием музея уже происходила какая-то, на первый взгляд кажущаяся хаотичной, суета: тут стоят художники с мольбертами, там дети поют про Русь (в том числе и «Матушка-земля, белая березонька»), здесь кто-то рубится на шпагах…

У усадьбы Чернышевского собрались дети на театрализованное представление

Молодые художники тут же создают свои шедевры

Взрослая фехтовальщица пытается победить ребенка
Но если сориентироваться, то становится понятно, что никакой неразберихи нет, в целом всё организовано так, как это может себе позволить двор музея. Мы зашли в небольшой домик с экспозицией. По большей части она посвящена книжке внучки Николая Гавриловича Нины Чернышевской «Саратовский мальчик». Не хочется никого обидеть, но само произведение и особенно иллюстрации к ней напоминают детские рассказы Бонч-Бруевича о маленьком Ильиче: вот Николя читает книжки, вот он аккуратно учит уроки, а вот наблюдает тяжелую жизнь рабочих и крестьян под гнетом помещиков и капиталистов. Но в целом интересно, ничего не сказать. А в Ночь музеев еще и бесплатно.

Книга «Саратовский мальчик» очень важна для музея

Здесь же небольшая картинная галерея
Гуляя по двору музея, натыкаетесь на… божечки-кошечки! Что это? Неужели склеп?
Да, тут детишки поют «Матушка-земля», а тут — самый настоящий склеп. Но захоронения там нет. Могила Николая Гавриловича как была на Воскресенском кладбище, так там и осталась. Здесь же стоит маленькая часовенка, которую с 1946 году перенесли с кладбища на территорию музея.

Маленькая часовенка красуется во дворе музея
Возле центрального входа в музей тем временем разворачивается танцевальная эпопея. Студия старинных танцев «Кьяра Стелла» представляет программу «Танцплощадка сороковых». Руководитель рассказывает историю танцев, а под польку начинается интерактив — зрителей приглашают принять участие в танце. Мы решаемся выйти на танцплощадку и стрелка кринжометра начинает зашкаливать. «Правой ножкой… левой ножкой… четыре шага… повернулись… меняемся партнерами!» Что?! Нет, только не это! И снова: правой ножкой, левой ножкой. Девочка лет 15, достающася мне в партнерши, падает от смеха. «Ну ничего, зато будет что вспомнить», — говорит другая партнерша, чуть старше меня.

Гостей приглашают потанцевать
Позор окончен, и мы идем на экскурсию в домик жены Чернышевского Ольги Сократовны. Героическая женщина, конечно, ничего не сказать. Пересказывать не буду, сами при случае придите и послушайте. Основной дом семьи сейчас на реставрации, поэтому туда попасть невозможно, так что как-нибудь в другой раз. В конце лекции во флигель зашла министр культуры области Наталия Щелканова в сопровождении нескольких человек, но ее никто не узнал. А она к этому и не стремилась.

Во флигеле рассказывают о семье Чернышевского

Почти незамеченная никем вечер посетила министр культуры области
Прогулялись по экспозиции в основном здании и, наконец, дождались того, чего хотели: тротуарная астрономия Юрия Кумакова. Астроном — популяризатор науки, создатель паблика «Астрономия для всех» часто становится экспертом нашего издания, тем интереснее было посмотреть, как проходят его мероприятия. Судя по очереди, которая собралась, чтобы посмотреть в микроскоп на кусочки метеорита, очень многие пришли именно ради «тротуарной астрономии».

Юрий Кумаков показывает министру метеориты

Лекция о звездах была действительно интересной
Пока люди заваливали Кумакова вопросами, откуда он знает, что кусочки, которые он показывает в микроскоп, — именно метеорит, а не просто камешек, снующие туда-сюда дети изо всех сил пытались уронить стоявший рядом на штативе телескоп. К счастью, этого так и не произошло.
Звезды на небе прятались за облаками, а Юрий, надев (по его собственному выражению) «кричалку», читал лекцию про двойные звезды. Если ваши знания о звездах плюс-минус ограничены песней «Белый снег, серый лед…», очень познавательно. Стоит как-нибудь прийти к Кумакову на мероприятие в более располагающей обстановке. К началу 11-го облака так и не рассеялись, и мы решили на этом завершить для себя Ночь музеев. У усадьбы Чернышевского еще долго играла музыка.
Краеведческий музей
В краеведческом музее с 18:00 до 23:00. проходил театрализованный квест «Герои вне времени» по экспозиции музея. Однако вход был платный — 100 рублей. Сегодня же, в воскресенье, — бесплатный. Об этом рассказывала ведущая прямо на улице, она поясняла, что во избежание толкучки люди заходят на квест организованными группами по 20–25 человек.

Очередь в краеведческий музей растянулась на сотни метров

Люди немного скучают, пока стоят перед входом

Без военной тематики в год 80-летия Победы не обойтись
Время ожидания, пока группа обновится, — 10–15 минут. Очередь выстроилась длинная, люди, в частности, приходили семьями и компаниями. Было много детей, в том числе от двух лет. Если занимать себя разговорами, время летело незаметно. Конечно, не обошлось без военной тематики в честь 80-летия Победы.
Организация на высшем уровне — люди без проблем заходили, быстро покупали билеты и выстраивались вокруг экскурсовода в вечернем платье. Маршрут квеста проходил по историческим залам музея, где рассказывалось об исторических личностях в лицах и достижениях прошлого.

Инсценировка в костюмах XVII века

Много лекций, все интересные

Музейные работники постарались с образами


Дети были в восторге, но не все: двухлетняя девочка не понимала происходящего, хныкала, и мама ее успокаивала конфетами. В целом иммерсивный спектакль производил приятное впечатление, но по факту ориентирован на детей 8–13 лет — им было интереснее всего. Зато взрослых взбодрило исполнение песни «Катюша» под гармонь.
Песня под гармонь — гвоздь программы
Мастерские современных художников на Кутякова
На Кутякова, 18 в своих мастерских гостей ждали современные художники. Заходим в арку бывшего гостиного двора и попадаем в особую атмосферу: среди экспонатов то ли к прошедшим, то ли к будущим выставкам две девушки что-то вырезают из дерева, а рядом с ними стоит огромный пень, который вот-вот станет креслом. Может быть, именно сюда свозят многочисленные спиленные деревья, чтобы дать им вторую жизнь?

Из старого пня вырублено деревянное кресло
Открываем одну из дверей и по старой деревянной лестнице поднимаемся на второй этаж, в конце коридора — мастерская сестер Яли, Полины и Арины. Нас встречают пейзажи отца художниц, Евгения Яли. Слева — две его ранние работы, справа — поздний период. Можно отчетливо проследить творческий путь, начинает экскурсию Полина, с трепетом рассказывая про картины своего папы.

Работы Евгения Яли

Далее представлены картины Арины, одна из них — «Сойки прилетели».

Мягкая зима, ранние сумерки, еще чуть-чуть, и с крыши закапает недавно выпавший снег, тебе 12 лет, и ты с интересом рассматриваешь птиц, которых не видел раньше, — пейзаж, знакомый, наверное, каждому, кто вырос в деревне или приезжал туда на каникулы к бабушке. С этой работой перекликается другая — «Полет сороки» — за авторством Евгения Яли.

У этой картины есть история, ее нам рассказала дочь художника: «У папы была задумка картины, но он не знал как ее воплотить: сорок вблизи он не видел. Товарищи по ремеслу подсказали: намочи хлеб в водке и дай его сороке, а как та захмелеет, рассматривай ее, сколько хочешь».
Художник поступил по совету друзей, птица действительно с охотой склевала «пьяный хлеб», после чего уснула. Евгений принес сороку к себе в мастерскую, где смог ее рассмотреть. По мере отрезвления птица стала нарезать круги по комнате, не ожидая оказаться в столь непривычном для себя месте. После, когда сорока совсем пришла в себя, Евгений выпустил ее в окно. Так, картина, которая была бы статичной и замершей, получила уникальный акцент и движение. Талант Евгения Яли признан не только зрителями, но искусствоведами, его произведения есть в коллекциях Радищевского музея и Третьяковской галереи.
Еще остановимся на серии работ Полины, созданных в эпоху ковидной самоизоляции. Угловатость вещей и особая техника написания воплотили в себе атмосферу того времени: зажатости в стенах собственных квартир в силу печальных обстоятельств, которые теперь кажутся такими далекими. Написаны произведения еще советской пастелью, сохранившейся в семейных закромах.

Полина Яли с азартом рассказывает о работах отца
Благодарим сестер за теплый прием и идем гулять по коридорам. Пока мы беседовали, другие мастерские уже закрылись. На стенах висят афиши прошедших выставок, а также то тут то там различные арт-объекты: картины, инсталляции, спрятанные по углам, различные заготовки и прочее, что может показаться хламом для обычного человека и уникальным материалом для художника. По зданию нужно ходить осторожно, посматривая наверх, местами лепнина и штукатурка под тяжестью лет начинают осыпаться. Да, саратовским художникам в очередной раз достались ветхие помещения. Будем надеяться, им это не помешает творить и созидать прекрасное.

Художникам приходится работать в таких условиях
Заглядываем на третий этаж. Здесь уже никого нет, но это вовсе не повод не подняться сюда. Из окна открывается замечательный вид на город: Журавли на Соколовой горе светятся в ранних сумерках и блестят купола Покровской церкви в лучах уходящего заката.

Вид заката в Ночь музеев
Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.