
Выставка «Доска почета»
Полагаем, многие наши читатели — завсегдатаи выставок Радищевского музея. Действительно, «Радищевка» имеет богатые запасники и часто проводит достойные выставки. Но есть ли в Саратове место, где можно прикоснуться к современному искусству и пообщаться с современными художниками? Ответ у нашего репортера, побывавшего на открытии выставки «Доска почета».
На Кутякова, 18, не первый год живут художники — наши современники. И по соседству с их мастерскими есть и выставочное пространство, довольно небольшое, но главное — с постоянно обновляющейся экспозицией. Так, неделю назад открылась новая выставка — «Доска почета». На ней представлены работы более 65 художников — их автопортреты. Обычно сами творцы остаются вне своих картин, на этот раз все иначе. Тем не менее, далеко не каждый автор воспринял тему выставки буквально — кто-то «видит себя» в абстракции, другие иронизируют над собой и своим внешним видом.

Творческие люди
На открытие выставки пришло довольно много публики; по одежде зрителей можно понять, что многие из них — люди творческие. Были и сами художники. Много совсем юных авторов, для кого-то эта выставка дебютная.
После короткой презентации работ и рассказа о теме экспозиции некоторые создатели подробнее остановились на своих произведениях, рассказав, какие посылы вложили в них, и какими хотели показать себя в автопортретах. Описывать картины — дело неблагодарное, лучше увидеть их вживую или хотя бы на фото.






Возможно, у кого-то, кто видит произведения впервые, появились вопросы: что это за пространство и кто его создал? Расскажем обо всем по порядку.
Выставку «Доска почета», как и все другие выставки в этом месте, организовал проект «Взаимодействие» — это объединение современных художников для обмена знаниями и мнениями, совместного творчества. Мы поговорили с куратором проекта Андреем Голубцовым о «Взаимодействии», современном искусстве и о том, как оно живет в Саратове.
Проект «Взаимодействие» — объединение неформатных художников. Он появился в 2019 году, а в 2021 прошла первая выставка. До нее был не один проект, например, инсталляция «Остановка по требованию» — промежуточный итог подготовки к выставке. Сам арт-объект после официальной презентации с диджей-сетом на Волжской не раз переезжал — был и в Радищевском музее, и у филармонии, и в кампусе СГУ, и на складах Рейнеке. Сейчас «Остановка» живет у Андрея во дворе.
— Была потребность в постоянном пространстве, где могли бы выставляться те, кто по каким-то причинам не подходит для официальных площадок, — говорит Андрей Голубцов, — и когда мастерские художников переехали с Советской на Кутякова, появился этот зал, возникла идея его использовать как галерею. В 2017 году мы переехали сюда, и у меня тогда был разговор с Игорем Аскасевым, он и предложил использовать комнату под выставки. Я сначала не верил: кому это надо, кто пойдет смотреть, и вообще — все это очень сложно. Но Игорь смог меня убедить, и в 2019 состоялась первая выставка, персональная тогда. Потом еще одна, и постепенно стало ясно, что нужно собираться в какое-то сообщество. Первоначально назвали его stARTup — переход на новый уровень. Тут начался ковид, и все встало на стоп. Но мы выкрутились и создали первую цифровую выставку в Саратове, на сайте Радищевского музея. Ее до сих пор можно найти.
Далее думали, как развивать проект; появилось новое название — «Единство во множестве», звучало сложновато, в итоге сократили до «Взаимодействия». В «Книге перемен» И-Цзин 31-я гексаграмма «Сила одного — в единстве со многими» — по сути, это как раз про наш проект, про наше взаимодействие.
К проекту присоединились художники галереи «ИМХО» — первой независимой галереи в Саратове. Стали вместе искать художников. Первые встречи у нас проходили в Zoomе. Потом, когда сформировалась команда, сообщество, стали выбирать темы. Обсуждали в чате идеи и потом голосовали за них. Какая тема набрала наибольшее количество голосов, ту и реализуем, в итоге выходит выставка. Основная идея проекта заключалась в том, что художники работают совместно над работой, то есть нет одного автора. У кого‑то есть идея, и он ее реализует совместно с другими художниками. Первая выставка так и называлась — «Взаимодействие». Готовили мы ее 8–9 месяцев. На Кутякова был своего рода творческий штаб, а сама экспозиция разместилась в Радищевском, в здании Биржи. Выставка вызвала довольно большой ажиотаж, на мой взгляд, и прошла успешно. А после мы уже не смогли остановиться и продолжили творить. Для некоторых молодых художников «Взаимодействие» стало первой выставочной площадкой, стартом в карьере, можно сказать. Например, одна из последних художниц — Екатерина Троненко, ее работа впервые представлена на этой выставке. До этого — Марианна Хара. Как художницы дебютировали Ольга Бакаева, Наталья Пронина. «Критериев набора» у нас нет. Проект «Взаимодействие» — это не кураторская история, мы именно про консолидацию. То есть, когда человек хочет заниматься творчеством, он ощущает потребность в демонстрации своего труда и в общении с другими художниками — это к нам. Мы открыты всем. Приходите, показывайте свои работы. Если в них есть талантливое зерно, мы их выставим.
Вот на «Доске почета» представлены работы 65 художников. У некоторых по одной работе, у других по две–три. Есть даже династия художников Карнауховых.






— А как возникла идея с автопортретами? Мне кажется, у каждого художника есть что‑то в этом жанре.
— Безусловно, у каждого художника есть автопортреты. Более того, считается — что бы художник ни делал, он делает автопортрет, ведь он так или иначе вкладывает частичку своей души в работу. Тема же родилась в данном случае таким кураторским диктатом. Обычно у нас все идеи выставок рождаются из бредогенератора в чате. Например, у нас была выставка, называлась «Атмосфера, похожая на мой салат». Зимняя выставка, как раз, по‑моему, 2021 года.
Одна из наших участниц, Настя Семенова, скинула в чат фотографию, как она едет в такси, ест салат в прозрачном контейнере, а за окном дождь. За стеклом все размытое: огни города, дома, деревья — все переливается и смешивается одно с другим, как и у нее в салате. И при этом получается, что она сама сидит в контейнере, в прозрачном, в машине. Выходит атмосфера, действительно похожая на салат. Крутое название, и мы сделали такую выставку.
А с этой выставкой получилось так, что нужно было собрать списки художников для конференции, и почему бы, раз все равно придется вспоминать все ФИО и прочее, что в каждодневном общении не столь важно, не собрать и работы, которые вместе будут как доска почета.
В итоге у всех вышло что‑то особенное. У кого‑то автопортрет в лоб, как он есть, у кого‑то — абстракция, у третьих — что‑то между. Все работы про ощущения себя в мире и своего мира внутри.
— На открытии было довольно много людей. На прошлой выставке, помню, была фраза, что, наконец‑то, зрителей больше, чем художников. Теперь это воспринималось как само собой разумеющееся. Удалось ли за эти годы найти своего зрителя?
— У нас скорее первостепенная цель — помочь художникам объединиться и найти себя в сообществе, а не добиться какой‑то популярности. Пришли люди — это, конечно, хорошо, тем более, мы не коммерческое объединение. Зритель важен, но это не главная задача. Когда мы работали в режиме дежурства три дня в неделю, то три человека в день приходили в любом случае. Для провинции это много — в будний день прийти посмотреть на какие‑то картинки современных художников. Не самое очевидное место для досуга — кофе здесь нет. Запрос же у зрителей есть. В прошлый раз мы делали формат artist-talk, то есть встреча с художниками. Люди задавали вопросы, узнавали автора не только по полотнам, но и как человека.






— А что есть современное искусство для вас и для проекта «Взаимодействие»?
— Вопрос, на который сейчас мало кто может внятно ответить. Вернее, кто‑то, может, и ответит, но это все равно не будет характеристикой современного искусства. Потому что — по российскому определению — современным искусством считается искусство, которое сделано современниками. А актуальным искусством считается искусство, которое актуально в данный момент вне зависимости от времени его создания. А еще есть такое понятие, как contemporary art — это отдельный термин или нет?
Тут в комнату вошли двое художников, Инна Самохина и Артем Коренюк, участники «Взаимодействия».
— Вот Артем, я думаю, мог бы рассказать о современном искусстве, — улыбнулся Андрей, — а Инна вообще фильм сняла о том, что есть современное искусство.



— Да, — начала девушка, — вышел фильм, документирующий трансформацию зрителя, на которого воздействует современное искусство. Я пришла с вопросом «что есть искусство», ходила вот к Андрею, доставала его, ходила к другим художникам, за ними смотрела, общалась. И все они мне говорили, что это такое, что все вот такое, «как про любовь, да».
— Это задокументированный опыт зрителя в общении с современным искусством, — резюмировал Артем.
— Contemporary art — это мы сами, — добавила Инна.
Немного разобравшись, что для нас есть современное искусство, Инна и Артем отправились по делам.
— Есть ли планы на будущее у проекта, как планируете развиваться?
— Что будет дальше с проектом, я не знаю, — задумчиво отвечает Андрей. — После каждой выставки я не знаю, что будет. Ситуация в мире, стране, городе меняется, ну и мое состояние тоже. Мы работаем на энтузиазме, а он иногда имеет свойство заканчиваться. Есть художники, которые переросли проект. Они почувствовали, что могут сделать больше, а здесь реализовать задуманное не всегда есть возможности. И поэтому уезжают туда, где эти возможности есть, в города больше и богаче. Творческие люди в постоянном поиске себя и своей реализации, поэтому переезд дается проще, отчасти.



— Что для вас есть автопортрет? Это отражение в зеркале или это больше про чувства, мысли, эмоции?
— Это, скорее, все вместе. Внешние и внутренние характеристики. И здесь такой вызов, что надо оставаться честным по отношению к себе, что очень сложно. Как раз об этом была выставка «Слой маска». Собственно, автопортрет появился из маски, уже тогда было несколько автопортретов. Как это — оставаться честным с самим собой и рисовать себя. Кроме того, изображая себя в разные периоды жизни, ты как бы отслеживаешь трансформацию, фиксируешь, что появилось внутри.
— И последний вопрос. Автопортрет — это срыв масок или одна из них?
— Это уже каждый для себя решает. Кто‑то рисует себя так, как хочет, чтобы его видели. Но эта выставка не продолжение «Слоя маски». Она отдельная. Мы же мыслим, основываясь на былом. Одна ассоциация зацепилась за другую — так и выходят выставки и движение вперед.
Повзаимодействовать с «Доской почета» можно до 11 ноября. И если ранее вы не знали про саратовское современное искусство — самое время познакомиться с ним поближе.

Художники
Все самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.













