Культура Интервью «Превентивная консервация»: методы работы саратовских реставраторов в Радищевском музее

«Превентивная консервация»: методы работы саратовских реставраторов в Радищевском музее

Побывали там, куда не пускают посторонних

В мастерской реставраторов Радищевского музея | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUВ мастерской реставраторов Радищевского музея | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

В мастерской реставраторов Радищевского музея

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Реставраторы Радищевского музея в Саратове работают в стенах бывшей женской гимназии, а в советские годы — Высшей партийной школы, на улице Первомайской, восстанавливая художественные произведения, созданные столетия назад.

Корреспондент 164.RU заглянул «за кулисы» музейной жизни, узнал, где люди этой редкой профессии получают образование, а также пообщался с ними в закрытых для посетителей мастерских.

Одно из зданий Радищевского музея | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUОдно из зданий Радищевского музея | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Одно из зданий Радищевского музея

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Радищевский музей принадлежит к числу старейших в России и является первым общедоступным художественным музеем нашей страны. В этом году ему исполнилось 140 лет. Его основатель — живописец-маринист и коллекционер Алексей Боголюбов. Открытый в Саратове музей он назвал в честь своего деда — писателя Александра Радищева.

В музее свыше 35 тысяч единиц хранения. Сюда входит собрание древнерусского искусства, включая иконы XV–XX веков, серия портретов известных и неизвестных мастеров XVIII (Рокотов, Левицкий и Боровиковский) и первой половины XIX века (Кипренский, Брюллов, Тропинин), произведения передвижников (Репина, Поленова, Саврасова, Шишкина, Куинджи, Сурикова и Левитана).

Русское искусство рубежа XIX–XX веков представлено работами не менее славных мастеров: Серова, Врубеля, Коровина, Рериха, Кустодиева, Лентулова, Фалька, Машкова, Малевича, а также знаменитых художников, чьи жизнь и творчество связаны с Саратовом — Борисова-Мусатова, Кузнецова, Уткина, Петрова-Водкина.

В музее хранятся предметы европейского искусства разных эпох, начиная от Античности (фрагменты помпейских фресок) и заканчивая XX веком (графика Макса Эрнста). Жемчужина коллекции — картина «Триумф Вакха» итальянского мастера XVI века Джорджо Вазари. Пейзажи известных французских пейзажистов Коро, Добиньи, Монтичелли происходят из личной коллекции Боголюбова.

Кроме того, музей обладает богатым собранием предметов декоративно-прикладного искусства: это шпалеры (ковры ручной работы), мебель, изделия из фарфора, стекла и металла. В архиве и библиотеке Радищевского музея хранятся уникальные рукописи, фотоматериалы, старинные и современные книги. Особое место в книжном фонде занимает первое издание «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (1790 год).

Реставрационные мастерские

Оно находится где-то между облдумой и городской мэрией | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUОно находится где-то между облдумой и городской мэрией | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Оно находится где-то между облдумой и городской мэрией

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Музейный комплекс в центре Саратова, так называемый музейный треугольник, состоит из трех корпусов: Исторический (Радищева, 39), Биржа (Радищева, 41) и Гимназический (Первомайская, 75). Последний примыкает к зданию областной думы. В этот корпус я и отправился во вторник. На стене увидел пару советских мемориальных табличек, а уже внутри — еще одну, бронзовую, посвященную Тамаре Викторовне Гродсковой, до 2016 года возглавлявшей Радищевский музей.

Меня встретил Андрей Моченцов. Он заведует отделом реставрации. Мастерских в музее несколько — у каждой своя специализация в зависимости от вида искусства: живопись, графика, мебель и другие.

Мемориальная табличка внутри здания | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUМемориальная табличка внутри здания | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Мемориальная табличка внутри здания

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Стаж у Андрея Моченцова большой — 35 лет. Он реставрирует темперную живопись (иконопись). Мне удалось пообщаться с ним и тремя его коллегами, двое из которых работают «по маслу».

Работаем с «фондовиками»

«Мастерская обслуживает коллекцию музея. Работаем с „фондовиками“ — работниками отдела хранения музейных предметов. Хранители оставляют нам заявки. Плюс у нас есть целый список экспонатов, нуждающихся в плановой реставрации. Бывают и срочные, аварийные ситуации, но такое происходит крайне редко», — начал свой рассказ реставратор.

Здесь трудятся саратовские реставраторы | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUЗдесь трудятся саратовские реставраторы | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Здесь трудятся саратовские реставраторы

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

По его словам, проблемы могут возникать из-за резкого изменения климата, на которое разные предметы искусства реагируют по-своему. Например, масляные краски трескаются (этот процесс характеризуется красивым словом «кракелюр»). Чтобы избежать подобного сценария, сотрудники музея поддерживают в фондах и на экспозиции определенные температуру, влажность и уровень освещения.

«Сейчас появился новый термин — „превентивная консервация“. Это создание условий, которые препятствуют разрушению произведений вследствие воздействия температуры, влажности, загрязнителей воздуха, биологических опасностей (насекомые, плесень, грибы), не считая каких-то физических воздействий человека. Мы стараемся минимизировать риски. О том, как это сделать, можно писать диссертации», — отметил Андрей Моченцов.

Реставраторы не только реставрируют

Картина на реставрации | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUКартина на реставрации | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Картина на реставрации

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Произведения из собрания Радищевского музея регулярно участвуют в выставках — как в родных стенах, так и в музеях других городов. Чтобы отправить предмет искусства «на гастроли», необходимо разрешение специалиста.

«Делается предварительный осмотр произведения, решается, может ли оно быть выдано. Бывает, что мы что-то отклоняем по состоянию сохранности. Реставрация — это своего рода медицина для произведений искусства. Какие-то вещи между собой мы называем хрониками. Они „болеют“ постоянно, а мы их „лечим“. Такие произведения привыкают к определенной обстановке, и мы стараемся не менять эти условия», — продолжил свой рассказ эксперт.

Такие произведения стараются не выдавать или же проводят реставрацию перед выдачей. Как и у всех, у реставраторов есть своя текучка и есть работа, требующая времени и особой сосредоточенности.

Где учатся реставраторы

Обработка произведения искусства | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUОбработка произведения искусства | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Обработка произведения искусства

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

На реставраторов в Саратове не учат. Андрей Моченцов проходил стажировки в Москве, там же окончил аспирантуру. Свою квалификацию реставраторы должны регулярно подтверждать.

«Существует аттестационная комиссия при министерстве культуры РФ. Туда подается определенный набор документов — реставрационные паспорта с детальной фотофиксацией. Комиссия все детально изучает и присуждает квалификацию», — объяснил Андрей Моченцов.

По его словам, существуют разные пути получения образования, но в связи с последними изменениями в законодательстве этот процесс усложнился. Первое его образование с реставрацией не связано. Он пришел в музей после института — подсобным рабочим. Уже через год трудился помощником реставратора высшей категории по иконописи Ольги Пригородовой, которая приезжала в Саратов для проведения реставрационных работ.

«Бой петухов» реставрируют три года | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU«Бой петухов» реставрируют три года | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

«Бой петухов» реставрируют три года

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

«В течение нескольких лет ездил в Москву в центр Грабаря [Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря] на стажировки. Брал произведение, приезжал туда, месяц отрабатывал, изучал новые приемы. Мне давали заключение о том, что я могу самостоятельно проводить определенные операции по реставрации. На следующий год ехал снова. И так постепенно набирался комплект моих возможностей, достаточных для аттестации и получения категории», — вспоминает реставратор.

Представительницы молодого поколения музейных реставраторов шли примерно тем же путем — окончили Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова, потом получили искусствоведческое образование, а затем на стажировках в центре Грабаря повышали профессиональный уровень.

«Вузы у нас в основном в Москве и Санкт-Петербурге, к примеру, академия Репина [Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина]. После курсов в „Грабаре“ я оканчивал аспирантуру по реставрации в академии Ильи Глазунова в Москве [Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова], три года там жил», — добавил Андрей Моченцов. Затем мы пошли в мастерскую по реставрации картин.

Мастерская «по маслу»

В углу два огромных газовых огнетушителя | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUВ углу два огромных газовых огнетушителя | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

В углу два огромных газовых огнетушителя

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

В мастерской сразу бросаются в глаза два гигантских огнетушителя объемом несколько десятков литров каждый, к которым вдоль стены подсоединена синяя труба. Как мне объяснили, это специализированные газовые огнетушители, во время пожара они вытесняют кислород из зоны горения и снижают температуру очага возгорания, в результате чего пламя быстро тухнет.

Здесь трудятся два реставратора. Ирина Абрамова работает в музее с 1987 года. Евгения Апполонова — почти 10 лет. Сейчас они готовят несколько картин Борисова-Мусатова к отправке в Третьяковскую галерею. На специальном столе лежат «Тополя и облака» — этюд, знакомый постоянным посетителям музея, так как входит в экспозицию.

«Бой петухов» XVIII века | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU«Бой петухов» XVIII века | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

«Бой петухов» XVIII века

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

На мольберте у стены стоит полотно, изображающее бой петухов. Его автор — неизвестный последователь фламандского художника Мелхиора де Гондекутера, живший в XVIII веке. На картине несколько больших трещин. Раньше она экспонировалась в залах западноевропейского искусства. Ее реставрируют уже три года, в том числе в рамках стажировки Евгении. Она садится перед картиной, аккуратно водит по холсту скальпелем.

«Бывают у нас произведения, которые мы в данный момент не можем отреставрировать, преодолеть какую-то техническую проблему. И работа зависает тут на годы. Тогда мы консультируемся со специалистами, например, из центра Грабаря или из ГОСНИИРа [Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва]», — отметил Андрей Моченцов.

Вывоз картин и консультации

Над ним трудится Евгения Апполонова | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUНад ним трудится Евгения Апполонова | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Над ним трудится Евгения Апполонова

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

«Если мы не уверены в том, какую методику применить, то консультируемся со специалистами из центра Грабаря, Русского музея, Эрмитажа, ГМИИ имени Пушкина, Третьяковской галереи и другими. Иногда это занимает несколько месяцев», — добавила Ирина Абрамова.

По ее словам, Евгению отправили на стажировку в центр Грабаря с картиной из жизни петухов, там сотрудницу консультировали реставраторы высшей категории.

«Это затратный и сложный процесс — вывезти картину из музея. Сначала надо ее застраховать. Выбрать страховую компанию или несколько, отправить список в министерство культуры на согласование. После этого картину специализированным транспортом везут в учреждение, где ее примут на ответственное хранение», — рассказала о трудностях работы реставратор.

Картину из музея просто так не вывезешь | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUКартину из музея просто так не вывезешь | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Картину из музея просто так не вывезешь

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Сумма страховки рассчитывается, исходя из последних аукционных продаж и практики антикварного рынка. «У нас в музее собирается фондово-закупочная комиссия. Она рассматривает, в том числе вопросы страховки», — добавил Андрей Моченцов

В Москве Евгении помогли разработать методику реставрации картины. «За это время наши сотрудники соскучились без этой вещи, спрашивали — когда вы вернете ее в экспозицию? А за год мы успели только свозить ее в Москву и вернуть обратно», — сказала Евгения.

Паспорт реставрации

Так выглядит паспорт реставрации к каждой картине | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUТак выглядит паспорт реставрации к каждой картине | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Так выглядит паспорт реставрации к каждой картине

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Затем мне показали паспорт реставрации портрета купца Злобина кисти неизвестного художника. Документ составляется с самого начала работы над произведением и ведется на всех ее этапах, с подробной фиксацией всех процессов и их фотографированием.

«Подробная фотофиксация происходит до реставрации, затем — с укрепленным, подведенным грунтом, раскрытием и после реставрации. В паспорте делается подробное описание — все разрушения, детали, используемые материалы. Затем описываются все процессы и манипуляции. Всё подробно документируется на каждое произведение», — продолжил рассказ Андрей Моченцов.

Инструменты для работы | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUИнструменты для работы | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Инструменты для работы

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Возле паспорта положили четыре фотографии картины на всех этапах работы над ней. По словам реставратора, эта часть работы довольно однообразная, но обязательная. По ее итогам также прописываются рекомендации по хранению и дальнейшей жизни этого произведения. Евгения отметила, что только написание паспорта занимает минимум месяц.

«Надо посмотреть, были ли предыдущие реставрации и какие, в дальнейшем это упрощает процесс работы. Так, реставраторы, которые займутся вещью после меня, сразу поймут, чем я „вторгалась“, какие операции выполняла над произведением и какие реактивы использовала, а также — почему именно такую методику выбрала», — добавила эксперт.

Реактивы и грузы

Копия картины «Учитель с двумя учениками» XIX века | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUКопия картины «Учитель с двумя учениками» XIX века | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Копия картины «Учитель с двумя учениками» XIX века

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

На еще одном мольберте стоит картина кисти неизвестного художника. Это копия с картины Михаила Бельского «Учитель с двумя учениками» 1773 года. Копия написана также в конце XVIII века, а оригинал находится в Русском музее. Ирина Абрамова называет это нормальной практикой для обучения художников — писать копии с картин, их часто подписывали ученической копией и ставили дату создания.

Андрей Моченцов отметил, что копии картин делали давно, а вот подделки — начали в конце XVIII века, их расцвет пришелся на XIX век. В России именно тогда, сначала дворянское, а затем и купеческое сословие, стали активно собирать частные коллекции картин в домах и усадьбах.

Это грузы для реставрации картин | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUЭто грузы для реставрации картин | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Это грузы для реставрации картин

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

На столе среди картин лежат мешки с дробью и песком, а также небольшие утюжки. Их используют в качестве грузов, когда надо зафиксировать полотно. На полу — несколько мраморных плит, их используют для той же цели.

В железном шкафу напротив входа находятся несколько полок с химическими реактивами, которым позавидовал бы любой учитель химии. После знакомства с реставраторской «по маслу» мы отправились туда, где работают с бумагой.

Химические реактивы | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUХимические реактивы | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Химические реактивы

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

От папируса до газетной бумаги

В мастерской по графике хозяйничает Ксения Абрамова | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUВ мастерской по графике хозяйничает Ксения Абрамова | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

В мастерской по графике хозяйничает Ксения Абрамова

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Здесь оказалось больше аппаратов — два пресса, большой и малый. Для прессов используют специальные сукна, чтобы не повредить старинную бумагу. Здесь также есть вакуумный стол со стеклом, похожий на витрину-холодильник. Он используется, если нужно промыть какой-то отдельный участок произведения и не затронуть остальное. Тут же стоит стол с обрезками бумаги различных типов, которую растворяют, превращают в жидкую бумагу и восстанавливают при необходимости старинные рисунки и рукописи.

Вакуумный стол | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUВакуумный стол | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Вакуумный стол

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Реставратор Ксения Абрамова держит в руках бутылку с жидкой бумагой. Она работает тут около десяти лет и является самым молодым сотрудником в отделе реставрации. Справа от нее стол, на который можно направить яркий свет сверху или подсветить произведение под стеклом снизу, чтобы рассмотреть мельчайшие детали. По словам Андрея Моченцова, бумага сохраняется достаточно долго, особенно старая, так как она создавалась из натуральных материалов — хлопка, льна и риса.

Рабочее место Ксении Абрамовой | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUРабочее место Ксении Абрамовой | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Рабочее место Ксении Абрамовой

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

«Изобретатели бумаги китайцы — еще те затейники. А вот в домашних условиях ее делали и из тряпья, которое тоже состояло в основном из льна и хлопка», — отметил Андрей Моченцов.

Ксения добавила, что срок хранения бумаги сильно зависит от условий хранения. Если с ними всё в порядке, она спокойно пролежит столетия.

Реактивы | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUРеактивы | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Реактивы

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

«Самая дешевая — плакатная и газетная бумага, которую делали из древесных волокон. Она быстро стареет и желтеет. Сейчас всё, на чем мы печатаем, — недолговечная бумага плохого качества. Хорошую бумагу из хлопка и волокна используют, наверное, только для государственных целей», — добавила Ксения Абрамова.

Специализированное оборудование | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUСпециализированное оборудование | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Специализированное оборудование

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Реставратор отметила, что даже в денежном производстве отошли от натурального сырья и используют в основном химическое. «Можно найти бумагу из естественных материалов в художественных магазинах, но она очень дорогая», — резюмировала она.

Малый пресс | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUМалый пресс | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Малый пресс

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Уходя из музея по узкому коридору с высокими потолками, я вспомнил времена своей учебы. Иногда в комнате, где сейчас находится музейный архив, нам читали лекции по политологии. Полагаю, что сейчас зданию нашли лучшее применение.

Такие образцы графики тут реставрируются | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUТакие образцы графики тут реставрируются | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Такие образцы графики тут реставрируются

Источник:

Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE2
Смех
TYPE_HAPPY0
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY0
Печаль
TYPE_SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления

На информационном ресурсе применяются cookie-файлы . Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.