В России появилась новая мода на продукты, которую задают блогеры. Зеленый виноград, который залетел в тренды, — «шайн мускат», выведенный в Японии. Говорят, что хрустит как дубайский шоколад. Большой по размеру, сладкий и дорогой — когда только он появился на прилавках, стоил более 1000 рублей за килограмм, а в некоторых магазинах и все 3000. Теперь его может себе позволить каждый, он заметно упал в цене. Но появилась другая проблема: где его купить? Мы отправились на его поиски в Саратове и заодно заглянули в Вавиловский университет. Директор генетики и агрономии Никита Рязанцев специально для 164.RU ответил на вопрос: «Можем ли мы сами вырастить и продавать крутой виноград?»
Ученые насчитывают возраст винограда в 90–100 миллионов лет. До наступления ледникового периода виноградные растения произрастали на всей территории современной Европы и Азии, даже в арктических областях. Говорят, потребление винограда и виноградного вина зародилось еще на самой заре человеческой цивилизации — 9–10 тысяч лет назад. Даже Библия утверждает, что первым растением на склонах горы Арарат после потопа был именно виноград. И это неудивительно. Виноград прекрасен во всех отношениях: его можно не только съесть, но и сделать из него вино, сушить изюм, а листья пустить на долму. Навряд ли где-то найдется дачный участок, который обходится без него.
Интересно, что без нового сорта винограда мы тоже как-то обходились. Но теперь «шайн мускат» не попробовал только ленивый блогер. Его с хрустом едят на камеру и хвалят, как дубайский шоколад. Внешний вид действительно привлекает внимание: у винограда очень крупные ягоды, размером со сливу. А еще самое главное — он без косточек. Мы отправились искать модный виноград в ближайший магазин. Но в сетевых магазинах у дома его не оказалось. В «Магните» продавцы ответили, что такого у них не бывает, в «Пятерочке» тоже. В «Спутнике» сказали, что весь разобрали.
— «Шайн мускат», большой такой виноград?
— Нет, зачем. Наш российский. Здоровый такой, сладкий. По 250 рублей килограмм. Надеемся, еще привезут.
Мы заглянули на рынок. Там винограда изобилие, и весь он из Узбекистана. Цены: от 180 рублей до 400 за килограмм. И конечно, можно торговаться. Виноград сорта «мерседес» предлагали взять за 300 вместо 350 рублей. Но нам был нужен новый сорт. Хотя, говорят, не такой уж он и новый. Виноград «шайн мускат» был выведен в Национальном институте науки о плодовых деревьях Японии в конце 1980-х, а на мировом рынке появился в начале 2000-х.
В «Перекрестке» продавец был в курсе модного винограда, но сообщил, что его быстро разбирают. Стоит 300 рублей по акции, без — 500. В основном сейчас виноград из Турции. На сайте магазина также указаны другие страны-производители: Молдова, Индия, Перу. Там же нашелся виноград из Китая — тот самый «шайн мускат». Из истории следует, что поскольку японский сорт «шайн мускат» не предназначался для экспорта, Япония не зарегистрировала его к 2012 году и потеряла свое право на получение роялти — рентной платы за право разработки природных ресурсов. Таким образом, саженцы начали высаживать в Корее и Китае и продавать по ценам ниже японских. Поэтому виноград порой называют корейским или китайским. Мы задались вопросом: а что мешает производить сорт саратовский, который будет тоже большой и вкусный? Тем более виноградники в Саратове уже есть.
«Умеем производить, но не умеем продавать»
Один из авторов книги «Становление и развитие виноградарства в Поволжье», директор генетики и агрономии Никита Рязанцев защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук по специальности «Плодоводство, виноградарство» по теме «Хозяйственно-биологическое обоснование выращивания винограда в степной зоне Нижнего Поволжья». Он знает о винограде всё. Говорит, что любовь к винограду появилась в детстве — он с интересом ухаживал за этим растением. Сейчас является постоянным членом клуба садоводов-любителей, где саратовцы тоже делятся успехами в виноградарстве.
— У виноградников в России и Поволжье непростая история. Мне попадалась статья «Первые виноградники саратовского уезда», датированная 1917 годом. В 1930-е годы появилась опытная станция виноградарства, но потом наступили военные годы. После опытный селекционер Вера Васильевна Рубцова стала первой, кто создал местные сорта винограда. Сорт винограда «рубцовский ранний» многие выращивают до сих пор. Сейчас виноградари-опытники продолжают совершенствование агротехники и сортимента винограда в Саратовской области. Но о возрождении виноградарства в Саратове можно говорить разве что начиная с 2017 года, — говорит ученый.
В Саратове есть свои виноградники промышленных масштабов и планируется производство вина. Винодел Павел Акинин взялся за дело в 2022 году, когда был высажен первый гектар двухлетних саженцев. Это были сорта «сибирьковый» и «пино гри». Позже высадили сорта «мерло», «мускат оттонель», «саперави», из менее известных: «уньи блан (треббьяно)», «цимлянский черный» и другие. Среди них есть как европейские, так и российские автохтонные сорта и их гибриды. Площадь саратовских виноградников — 10,5 гектара. Но технические сорта, из которых делают вино, и столовые, которые едят, — разные вещи. Поэтому говорить о выращивании сорта подобному «шайн мускат» еще рано.
— Виноградарство в Саратове ушло вперед, но проблемы остались, — рассказывает Рязанцев. — Регион теплообеспеченный: лето жаркое, но по сумме активных температур выходит, что он пригоден для выращивания группы ранних сортов.
Большая проблема с морозоустойчивостью. То, что мы видим на рынке и в магазинах, формируется в других условиях, и с ними невозможно конкурировать. Для того чтобы успешно производить собственные сорта, нам необходимы серьезные технологии. Но что брать за основу? Какой сорт назвать хорошим?
Ученый говорит, что в виноградарстве слишком много нюансов. Приходится выбирать: либо мы хотим получить неприхотливое растение, которое хорошо плодоносит, либо изысканный сорт с крупными гроздями и большими ягодами. Но он потребует слишком больших вложений, а вместе с ними и рисков. Взять ту же самую погоду, которая постоянно приносит сюрпризы, например заморозки в мае.
— Виноград относится к группе культур самого высокого агротехнического плана. Здесь мы три года только ждем, когда вырастет кустик. Потом первые 2–3 плодоношения присматриваемся, изучаем, — комментирует эксперт. — И только на 6–7-й год получаем нормальный урожай. До 20 лет — это еще считаются молодые лозы. Жизнь человеческая короткая, а проект длинный. Долго жить до результата.
И даже если представить, что с урожаем всё хорошо, появляются новые сложности. Например, срок хранения.
— По сбору урожая технология тоже должна быть отточена до мелочей. Уборка совершается в ранние часы, когда виноград еще холодный, солнцем не согретый. Сразу после этого его нужно перебрать, разложить и доставить на склад с правильной температурой, влажностью. Имеет значение даже газовый состав воздуха. Если на каком-либо из этапов сбой — всё, уже нетоварный вид. Необходим высокий агротехнический уровень: изучать, составлять графики, когда идет накопление сахара, снижение кислотности и собирать виноград в определенный день. «Мускат шайн», видимо, удачно прошел отбор по технологическим характеристикам на легкость производства, транспортабельность.
Теоретически, кстати, можно представить, что виноград можно выращивать в теплице. Как говорит ученый, там можно выращивать и ананасы. Но будут объемы не те. И если изучать вкусы потребителя, то спрос на виноград большими гроздьями спорный.
— Рынок неоднородный. Например, на ярмарке у наших производителей быстро разбирают премиум-сегмент. Но в массмаркетах другой подход. Большая гроздь — неудобно, много весит, куда ее деть, если не съел. И большое значение имеет упаковка. Мы умеем производить, но не умеем продавать. Но, в принципе, такой большой потребности в этом и нет. Всему свое время.