Выбитые окна, затопленные фекалиями подвалы и снующие по квартирам крысы — так в XXI веке выглядит многоквартирный дом на 3-м жилучастке в Заводском районе Саратова, в котором восьмой год выживает пенсионерка Вера Растокина. В 2017 году здание признали аварийным, но люди до сих пор в нём прозябают и не знают, сколько еще придется дышать нечистотами. Корреспондент 164.RU сходила в гости к Вере Васильевне и ужаснулась.
Квартира над бездной
Первое, что бросается в глаза, когда подходишь к дому, — трещины в стенах, разбитые окна, дырка в стене. Невыносимый запах канализации резко бьет в нос. Здание, в котором живет Вера Васильевна, — старое пятиэтажное общежитие, в нём два подъезда, заходить в которые реально страшно: расколотые ступеньки, обшарпанные стены, торчащие из электрических щитков провода и мокрые полы.
Вера Васильевна ждала меня у первого подъезда. Она предупредила, чтобы я входила аккуратнее и шла боком, ближе к стене — там действительно было очень скользко, а под лестницей разлилась зловонная лужа. На первом этаже из щитка и с потолка свисали ничем не прикрытые паутины проводов. Прокручиваю в голове, как в зияющие дыры наспех забитых фанерой окон залетает снег, и по спине пробегают мурашки. Хочется скорее вернуться к теплому рабочему месту, а вот у местных жителей такой возможности нет.
В коридоре первого этажа по соседству с квартирой пенсионерки находится бывшая общажная кухня, она давно сгорела, но восстанавливать ее никто не торопится — сейчас там просто пустая комната с забитым досками окном.
Иду по скрипящему полу и ощущаю себя персонажем хоррора, под которым вот-вот рухнут доски и он провалится в черную бездну. По признанию Веры Растокиной, она лично закрывала отверстия в полу подручными средствами — ДСП и дверцами от старых шифоньеров.
— От этих испарений у меня онкология развилась, у меня одной груди нет, отрезали. Не дай бог, опять разовьется. Воняет страшно! Приходится постоянно проветривать, окна нараспашку. Но даже если их и не открывать, вот посмотрите, как занавески колышутся, хотя всё закрыто, это из щелей дует. Про тараканов вообще молчу, уж сколько я их травила. Бывало, заходишь, а они прям врассыпную. Столько дихлофосов, мелков и ловушек покупала — не сосчитать. Ну вроде сейчас нет. Хотя вот иногда в ловушки попадаются. У соседей вообще в комнату крыса из-под пола забежала. Они только так в коридоре бегают! Прям выпрыгивают! У меня, слава богу, нет крыс, потому что два кота — Филька и Мурка. Они и согревают меня на сон грядущий, — рассказывает пенсионерка.
Потолок и стены квартиры покрыты плесенью.
— Плитку постоянно включаю, потому что холодно, она вот прогорела уже вся. Но больше всего боязно, когда порою коснешься раковины или холодильника, а тебя током так бац. А если в следующий раз сильнее вдарит?.. — поделилась Вера Васильевна.
В декабре прошлого года ее и других жильцов «вонючего здания» должны были переселить в новый дом на 1-м Кавказском тупике. Но что-то пошло не так.
«Все испарения в квартире!»
По словам внучки Веры Растокиной Юлии, дом был признан аварийным и по документам его должны были снести еще в далеком в 2017 году. Власти обещали расселить жильцов несколько лет, но пока безрезультатно.
— Крайний срок сноса был декабрь 2023 года. И бабушку (собственник квартиры — моя мама) должны были переселить в новострой на Кавказском проезде (Саратов, Заводской район, 1-й Кавказский тупик, 6, Кавказский проезд, 7. — Прим. ред.). Но! Там построили всего пять этажей и стройку заморозили! Зато глава администрации Лада Мокроусова с камерами частенько приезжала на недострой. И что? Почему отмалчивается? Где она сейчас?
Вы не представляете, какая вонь стоит у бабушки в комнате, там постоянно затапливает подвал. Говном! Все испарения в квартире! Трубы мерзнут, все прогнившие и лопаются, и всё это течет в подвал. Полы все прогнившие. После пожара, который был из-за нерадивых соседей, сделали временную проводку. Но понимаете, что нет ничего более постоянного, чем временное. А с этими проводами опасно и ненадежно.
Когда была авария на ТЭЦ-2, в квартире было 10–12 градусов тепла. Очень холодно! Чтобы не перемерзли батареи, соседи стали отливать их кипятком. И всё с верхних этажей насквозь протекло к бабушке. Полквартиры мокрые, всё в плесени и вони. Это реально страшно! — поделилась с нами внучка пенсионерки.
Стройка на гусеничном ходу
Дом для переселенцев из аварийного жилья на 1-м Кавказском тупике строило ООО «Сарбилдинг». Сдать его они должны были до конца прошлого года. За услуги фирма взяла почти 182 миллиона рублей, а отработала подряд на 48 миллионов при фактической выплате в 74 миллиона (по данным ЕИС «Закупки»).
— Работы в объем и срок подрядчик не выполнил. Идет расторжение договора в одностороннем порядке, потом будет инициирована процедура определения нового подрядчика, — прокомментировали в саратовской мэрии, однако конкретные сроки назвать не смогли.
У компании «Сарбилдинг», кстати, весьма любопытный бэкграунд. До 2020 года ей владел депутат Саратовской городской думы Алексей Полянский, пока ему не предъявили обвинение в мошенничестве.
Следствие полагает, что в октябре 2017 года он заключил контракт на реконструкцию корпуса АО «ППП "Электроприбор"», входящего в ГК «Ростех», более чем на 255 миллионов рублей. Якобы Полянский, ссылаясь на временные финансовые трудности, предложил главному инженеру предприятия-заказчика заранее подписать акты, в которых были указаны ложные сведения о якобы выполненных работах, поставленных материалах и оборудовании. В итоге на счет «Саргорстроя» было перечислено более 21 миллиона рублей, а почти ничего не было сделано. Сотрудник «Электроприбора» Виктор Маскаев обвиняется в злоупотреблении полномочиями. Дело третий раз рассматривает Ленинский районный суд Пензы, дважды его возвращали на дополнительное расследование. Алексей Полянский сложил депутатские полномочия, но вину не признаёт.
С сентября 2020 года «Сарбилдингом» владеет 25-летний сын экс-депутата Максим Полянский. Максим не имеет ни малейшего отношения к строительному бизнесу, он актер Пензенского областного драматического театра, окончил Московский театральный колледж Олега Табакова и играл гусеницу в «Снежной королеве».
«Днище колхозное»
В соцсетях («Заводской онлайн», телеграм-канал «Володин Саратов»), где Юлия написала о бабушкиной проблеме, пользователи буквально взорвались от возмущения. Вот некоторые из комментариев:
— Осудить всех, — написал Саша Нефедов.
— Прикольная схема. Договор. Деньги. Провал. Расторжение... Деда, а где деньги? — недоумевает Кристина Лебедева.
— Дом провалили, трамвай провалили, театр провалили. Может, уже им самим надо проваливать с нашего города? В места таежные... Там им найдут работу по делам их, — считает Ирина Есина.
— Я тоже удивляюсь. Есть же какая-то федеральная оценка эффективности городского менеджмента? Хотя у меня есть на это кое-какие мысли, но их лучше при себе держать, — размышляет Алексей Ивлиев.
— Днище колхозное, — лаконично резюмировал Максим Алексеевич.
Оперативный комментарий по срокам определения нового подрядчика, дальнейшей судьбе переселенцев и как будет наказан старый застройщик, нам от мэрии получить не удалось. А областной Минстрой (именно он отвечает в области за программу переселения) от вопроса открестился, перенаправив в горадминистрацию. Воз и ныне там. В нашем случае дом. Недостроенный.