
Бурлаки — символ всех поволжских городов, ведь Илья Репин не уточнял, в каком городе они тянут баржу
Представим, что вам надоело проводить выходные в обычной суете: пятничный поход в любимое заведение, утреннее субботнее похмелье и семейные воскресные хлопоты. Как же себя развлечь? Благо, пока тепло, Саратов может представить несколько типов развлечений: прогулки на сапах, отдых на турбазе, поездка в село Лох или, например, Энгельс.
Мы достаточно спонтанно решили съездить в Самару. Благо по карте расстояние до города, название которого часто путают с Саратовом, не кажется очень большим: по прямой 330 км, на машине — 420 км, а на поезде 8–9 часов.
Так как в нашей компании не оказалось автолюбителей, то решили ехать на поезде — ночь в душном плацкарте, и утром мы уже на железнодорожном вокзале Самары.
Вы случайно не родственники?
Первый раз мне довелось оказаться в Самаре 1,5 года назад по работе. Времени на прогулки было немного, да и конец марта не очень-то к ним располагал. Но даже тогда, не спеша выходя с железнодорожной платформы в город, я отметил, что самарский вокзал что-то очень современное и выходящее за рамки привычных ЖД вокзалов.
Сейчас мнение об этом только укрепилось. Он сложнее и современнее вокзалов Саратова, Ульяновска, вокзалов Казани, Волгограда, Краснодара и, да простят меня «московские москвичи» Павелецкого (который, кстати, долгие годы назывался Саратовским).

Встретили милые сердцу саратовца топонимы
Зато по атмосфере привокзальной площади вокзал в Самаре — родной брат саратовского: толчея, машины и ларьки с фастфудом. Даже «Ростикс» в шаговой доступности.
Оттуда на такси мы отправились в гостиницу на улице Тухачевского в Железнодорожном районе. Пока ехали, наблюдали городской ландшафт. Гигантской разницы по ощущениям между Саратовом и Самарой нет, разве что улицы почище и шире. В такие моменты, правда, ловишь себя на мысли, насколько дорого содержать город в чистоте? Только от этого город кажется более благоустроенным. Хотя покосившихся домишек и в Самаре предостаточно.

Самарский общественный транспорт тоже не вызывает восторга
Заселиться в гостинице можно было не ранее 14:00, а мы приехали туда ближе к девяти утра. Поэтому, приняв стратегическое решение, мы бросили вещи и направились к Набережной.
Очень хотелось оценить местный трамвайный состав, но навигатор построил маршрут на автобусе № 226.
Когда приезжаешь в мегаполис, совсем не ожидаешь увидеть разваливающийся транспорт. Но ряд трамваев напомнили те, что обслуживали саратовский девятый маршрут, а автобус № 226 вовсе вернул на девятый маршрут в Балашове, по которому с легкой одышкой бегают ПАЗики. Здесь, безусловно, не они, но вайб тот же: пыльные сидения, трясущаяся «кибитка», отсутствие терминалов для оплаты картой. Благо, у входа рядом с водителем большая табличка с номером телефона для перевода денег. Что ж, и за это спасибо.
Набережная
Так мы доехали до самарской филармонии. Сейчас на фасаде ведутся работы. Но даже они не мешают оценить масштаб и красоту постройки. Саратовское учреждение в разы скромнее.

Самарская набережная — сплошной пляж, но в начале сентября уже слегка прохладно
Далее мы пошли по улице Льва Толстого непосредственно к Волге. Опять же разительное отличие между двумя городами на С — чистота и ухоженность: стены фасадов не запорошены тонной пыли, газоны — зеленые. Мусор, правда, на тротуарах валяется, но с ветром, достающим фантики из урн, ничего не поделаешь. А еще Самара уж очень «холмистая». В Саратове, конечно, тоже есть спуски и подъемы, но они не такие крутые.
Набережная чистая, ухоженная, с гигантским количеством лавочек. В Саратове заранее нужно примечать свободные, а тут их настолько много, что необходимости в этом нет. На протяжении почти всей благоустроенной береговой линии оборудован пляж. Там можно не только загорать и играть в волейбол, как в Саратове. Развлечений для горожан значительно больше.
Логично в концепцию Набережной встроена спортплощадка. Только вернувшись в Саратов, я узнал, что она открылась лишь в конце августа 2024 года. На панорамах прошлых лет это место выглядело пугающе. Теперь здесь кроме привычной всем воркаут-зоны стоят столы для настольного тенниса, место для кроссфита, площадка для игры в мини-футбол, баскетбол, волейбол, а также установлены затененные шезлонги. На нашей набережной подобное тоже есть, но все разбросано по общественной территории. Осталась загадка — как это удалось сделать без инициативы и поддержки председателя Госдумы РФ, уроженца Саратовской области Вячеслава Володина, в Саратове подобное было бы невозможно.

Видимо, через эти аппараты можно вызвать полицию. Такое нужно в каждом городе
По Волге постоянно курсируют разного рода суда, в том числе «Валдаи», которые Саратову обещали к концу сентября 2024 года.
Недалеко от спортплощадки находится причал. И он пользуется популярностью. Оттуда уходят не только те самые «Валдаи», но и курсирующие по Волге теплоходы. Да и в целом он более живой, чем в Саратове.
Набережная смотрится более целостной, чем саратовская — больше заведений, прогулочная зона, фонтаны и рекреационные зоны. При этом она не такого размаха, как саратовская. И главное украшение нашей набережной — безусловно, мост. Подобного видеть еще не доводилось.
Забытое революционное прошлое
Пройдя недолго в другую сторону, можно выйти к Струковскому саду. Это очень уютный парк с постоянным перепадом высот и красивыми водопадами. Не знаю, как он выглядел до обновления в 2018 году, но сейчас смотрится очень здорово. Это не только место отдыха для всей семьи, но и место для фотоссесий молодоженов. На входе в сад висит табличка, что в конце XIX века Владимир Ильич Ульянов собирал здесь революционную молодежь. Сейчас от этой части истории парка в глаза ничего не бросается.
Зато каскадный фонтан, который кроме прочего еще и испускает пар, — зрелище очень интересное. Нашему городскому парку подобное точно бы не помешало.

В жаркий день туриста встречают фонтаны. Не уникально, но приятно
Уже к полудню мы добрались до бункера Сталина. Оказаться в Самаре и не посетить его было бы преступлением. Краткий вердикт: строители — великие люди. Как такое можно было сделать под домом и не развалить его — для меня большая загадка. Она кажется еще более сложной, когда вспоминаешь, как стройка «Лепты» чуть не развалила «дом Яхимовича» в центре Саратова.
Рядом с бункером много интересных домишек. В частности, на улице Фрунзе, 175 находится «дом Ивановых». Усадьба построена в 1840-х годах и считается одной из старейших городских построек. Напротив — драмтеатр им. М. Горького. Входная группа здания украшена барельефными изображениями заслуженных деятелей театра. А рядом красуется памятник Василию Ивановичу Чапаеву, чье имя связано со многими волжскими регионами, а особенно с Саратовской областью.
Историческая часть Самары в целом заставляет активно вращать голову. Однако если заглянуть вглубь дворов или свернуть с «главных» улиц — от лоска не остается и следа. Например, на улице Венцека куча домов, которым бы реставрация не помешала. Правда, достаточно домов, похожих на «дом Ивановых», в которых живут люди. Это тоже удивительно. В Саратове, кажется, придумали бы всё возможное, чтобы признать здание аварийным, отправить жильцов в Иволгино, а «многоквартирную усадьбу» снести под многоэтажную свечку.

Непарадные дворы мало отличаются от подворотен в других городах
Также мы не могли обойти стороной смотровую площадку площади Славы. Виды открываются поистине шикарные. Кстати, на Набережной в некоторых местах стоят бинокли, для использования которых не нужны десятирублевые монеты или купюры по 50 рублей. Достаточно приложить карту, и всё работает. Градоначальники всех городов мира должны установить такие там, где есть какая-то смотровая зона. Вы гарантированно отобьете траты и выйдете в плюс.
Вечером мы зашли в два заведения, одно из которых легендарный бар «На дне». Опрокинули пару чарок «Жигулевского» и отправились отсыпаться.
Единая, но очень разнообразная Самара
На следующий день мы вновь прошлись по Набережной и случайно наткнулись на последний день фестиваля «Волга Фест». Место, где мероприятие проводилось, было отделено от остальной набережной. Зайдя туда, словно оказываешься в Геленджике: куча людей, ларечки и корнеры и непринужденная обстановка. Саратову подобного движа точно не хватает.
Еще одна остановка — сквер Аксаковых. На месте этого общественного пространства некогда находился дом автора «Аленького цветочка» Сергея Аксакова. От дома не осталось и следа, зато на его месте лавочки, кустарники и деревья, которые разделяют прямоугольники из стекла. На них весь сюжет сказки. Сделано это со вкусом и с почтением к истории родного города и русской культуре.

Костел — важная достопримечательность Самары. Говорят, тут был краеведческий музей и, видимо, поэтому здание сохранилось

Так выглядит католический храм внутри. А в Саратове активисты пытаются спасти хотя бы основание костела, на месте которого работал кинотеатр «Пионер»
Через дорогу находится музей модерна, а за ним польский костел. Внутри минимум изображений библейских героев, спокойное голубое оформление стен, тишина и покой. И огромный плюс, как для туристов, так и верующих — лавки, на которые можно присесть, полюбоваться красотой и спокойно помолиться.
Отсюда можно пройти к улице Ленинградской — аналог саратовского проспекта Столыпина (Кирова) или казанской Баумана. Как и на нашей «пешеходке» здесь есть и заведения, и магазинчики. Только на ней чище и меньше людей, а еще есть здоровые, не высохшие деревья. А вот клумбы нуждаются в более пристальном уходе.

Самарский дядя Степа
Самара — город миллионник, следовательно, в бюджете больше средств на благоустройство и развитие. Тем не менее, в городе тоже достаточно проблем. Если зайти за вокзал, то тамошние улицы сразу возвращают в российскую действительность — горы мусора, узкие улочки, неухоженные зеленые зоны.
Местами в городе ведется дорожное строительство, где-то роют станцию метро, чем вносят неудобства в повседневность горожан. Иными словами, всё, как и везде. Но по ощущениям, Самара по духу ближе к Казани, чем к Саратову.