
Натальи не верят, что у нее действительно есть проблемы со здоровьем
Спортивная судьба бывшей легкоатлетки Натальи Мамлиной из Энгельса полна взлетов и падений. Сначала чемпионке мира и Европы по прыжкам высоту среди юниоров из-за серьезной травмы позвоночника пришлось уйти из большого спорта. Но это не остановило спортсменку: следующим достижением стало «серебро» на чемпионате Европы по плаванию среди спортсменов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Она готовилась к участию в Паралимпийских играх, но вновь обрушился злой рок: сборную России отстранили от соревнований. Сейчас Наталья ведет свой блог в соцсетях. Но, как оказалось, не у всех история чемпионки, которая заново научилась ходить, вызывает сочувствие.
Сейчас 33-летняя Наталья Мамлина живет со своей семьей в Энгельсе и ведет блог, где освещает различные темы: от инвалидности до отдыха и путешествий. Ее часто приглашают на различные съемки, аудитория непреклонно растет. Но вместе с ней растет и волна хейта: многим не верится, что она так уж «серьезно больна» и имеет право пользоваться льготами для инвалидов. Наталья рассказала 164.RU. свою историю борьбы.
— Вы из спортивной семьи?
— Да, моя мама — мастер спорта по легкой атлетике родом из Энгельса, папа — бывший волейболист в команде ЦСКА, он из Макеевки Донецкой области. Они познакомились в Москве на тренировках. После окончания спортивной карьеры вернулись в Энгельс, где родилась я. Они продолжали тренерскую работу, так что, можно сказать, я выросла на стадионе. Папа хотел, чтобы я пошла в волейбол, но я подавала большие надежды в легкой атлетике, и в 15 лет меня пригласили в училище олимпийского резерва в Москве.
Девушка показывала отличные результаты, в итоге в 2007-м стала чемпионкой мира по прыжкам в высоту среди спортсменов до 20 лет, а потом и чемпионкой Европы. После ее целью стали Олимпийские игры.
— А почему такой выбор: прыжки в высоту?
— В спорт обычно приходят в классе третьем, это еще маленькие дети. И поначалу идет общая физподготовка. В легкой атлетике, например, они бегают, прыгают, толкают, метают, там нет такого, чтобы сразу кто-то сказал — все, теперь ты будешь прыгать в высоту. Со временем начинаются соревнования и проявляются способности к определенному направлению. Я изначально неплохо «бегала барьеры», как мама (т. наз. барьерный бег, — Прим.ред.), но и прыжки в высоту получались отлично. В какой-то момент из-за высокого роста в бартерном беге стало некомфортно, и так потихоньку я втянулась в прыжки в высоту.
— Как вы получили травму позвоночника?
— В 2010-м году на тренировке упала со штангой. Я не сразу поняла, что случилось что-то страшное, мне показалось, просто подвернула ногу. В профессиональном спорте травмы не редкость, поэтому не придала значения. Тренер приложил лед к ноге, предложил немного «расходится». Я прошлась кружочек и поняла, что ноги больше не идут. Еле-еле дошла до матов, мне вызвали «скорую». В больнице было подозрение на перелом позвоночника, но мне долго не делали снимок, так что я продолжала думать, что все в порядке. Ну травма и травма, восстановлюсь и продолжу готовится к олимпийским играм. Но ходить я уже не могла. В итоге перелом позвоночника подтвердился, мне сделали операцию, пошли долгие дни реабилитации. Где-то через три месяца после происшествия я встала на костыли.

Несмотря на травму Наталья старается быть активной
— Были моменты депрессии?
— Конечно, были. Когда пришло осознание, что в спорт я уже больше не вернусь, и теперь моя основная задача — просто заново научиться ходить. Я начала понимать, что моя жизнь кардинально изменилась.
Наталья вернулась к родителям в Энгельс. Стала посещать бассейн, где ее заметили тренеры и через маму предложили попробовать себя в паралимпийском плавании.
— Почему бы и нет, — подумала я, — рассказывает Наталья. — С момента травмы прошло уже много времени, я скучала по спортивной атмосфере и уже смирилась со своим состоянием. Поэтому мне стало интересно попробовать что-то новое. Спорт — это вся моя жизнь. Плавание к легкой атлетике никакого отношения не имеет, но, как профессиональный спортсмен, я понимала структуру подготовки, начала изучать соперников. Пришла не просто так «поплавать», а ради спортивных достижений.
Наталью быстро заметили и после нескольких выигранных международных чемпионатов, она вошла в паралимпийскую сборную России. Однако из-за крупнейшего допинг-скандала российские легкоатлеты, тяжелоатлеты и паралимпийцы были отстранены в полном составе от участия в Играх-2016 в Рио-де-Жанейро. Это стало началом конца.

Наталья — победительница чемпионата мира
— Мы до последнего не верили, что такое возможно, — вспоминает чемпионка. — В России, по указу Владимира Путина, были проведены альтернативные игры, где наши результаты сравнивались с текущими результатами в Паралимпиаде. Согласно этим данным, я могла бы занять второе место, если бы на тот момент находилась в Бразилии. Меня так и наградили, как паралимпийскую чемпионку, взявшую «серебро». Но спортсмен всю жизнь готовится к Олимпийским играм, и когда ты уже на низком старте, а тебя отстраняют, это сильно бьет по эмоциональному состоянию. Я ставила для себя профессиональные цели на международном уровне, но они оказались недостижимы. Так интерес к спорту начал угасать.
«Люди не понимают, как инвалид может быть счастливым»
Дальше по большому спорту ударила эпидемия коронавируса. Наталья с головой ушла в семью, родила ребенка и начала вести свой блог.

— Изначально он походил на «мамский блог», но было что-то «не то», — признается она. — Для этого было нужно жить материнством, а мне было неинтересно вещать о подгузниках и младенческих коликах. Поэтому как-то раз я выложила ролик со своей спортивной историей. И он получил большой отклик: люди стали подписываться, меня начали приглашать интервью. Я поняла, что это людям интересно, моя история многих вдохновляет.
У Натальи 3-я группа инвалидности. Она рассказывает, что поначалу этого стеснялась, но потом поняла, что рассказывать о жизни с инвалидностью — важно и полезно.
— Я воспринимала инвалидность, как формальность. Без нее нельзя бы было участвовать в паралимпийских играх. Многие считают, что инвалид — это только тот, кто без руг и ног, на коляске, а всех остальных не существует. И думала также. Помню, когда сама участвовала в сборах с паралимпийцами, видела парня, который бегал на протезах. Мы с ним общались, смеялись, он рассказывал, как круто сходил потусил в клубешник. А у него не было ни рук, ни ног. Тогда мне было его жалко, казалось, что он себя утешает, а на самом деле ему грустно и плохо. Но потом, находясь по ту сторону баррикад, я поняла, что это абсолютно не так. Я сама инвалид и, общаясь с инвалидами, вижу, что им не нужна никакая жалость, грусть или сожаление. Понимание — да, но представлять их несчастными людьми в корне неверно.
— У вас инвалидность в хромоте проявляется?
— Внешне да. Левая не поднимается на себя, висит. Мне надо поддерживать физическую форму, укреплять спину, иначе начинаются боли в спине. Я записываю тренировки для своих подписчиков, многие спрашивают, как укреплять здоровье. Но вместе с этим много хейта. Я вижу в комментариях, что люди не понимают, как инвалид может быть счастливый и довольный, жить нормальной жизнью. Тогда это значит что? Правильно, что он никакой не инвалид. В их голове что-то не сходится. А я говорю спокойно об инвалидности, потому что ее не стесняюсь. Это как меряться температурой тела. Кого-то триггерит слово «инвалид», они предпочитают говорить, что это человек с «ограниченными возможностями здоровья». Я же пытаюсь донести, что это слово — не оскорбление, а обычная справка. Мы же не сами определяем инвалидность, для этого есть специалисты. И этим фактом инвалида нельзя оскорбить. Просто надо перестать этим словом обзывать, придавать ему негативный контекст.

У Натальи на месте руки и ноги, а значит, как кажется людям, проблем у нее нет
— За что вас хейтят?
— За то, что мои проблемы сложно увидеть внешне. Некоторым кажется, что раз я не на коляске, то здорова, руки-ноги на месте. Особенно много хейта, когда показываю в блоге, что еду в купе для инвалидов. Хейтеры считают, что я этого не заслуживаю и занимаю место «настоящих» инвалидов. Особенно в этом преуспели «мамочки ангелочков» — они самые яростные ненавистники. Хотя есть закон, определенные условия, согласно которым я имею право приобрести этот билет. Колясочники остаются в приоритете, я не занимаю чужое место. Но люди не понимают, что инвалидность необязательно должна быть заметна. Есть огромное количество заболеваний, которые приводят к инвалидности, но их не видно внешне. А эти люди тоже имеют льготы и не должны этого стесняться.
— Муж вас в этом поддерживает?

Семья поддерживает Наталью
— На самом деле именно он на меня повлиял, чтобы я перестала стесняться. Раньше, когда меня спрашивали, чем занимаюсь, то я отвечала просто: плаваньем. Скрывала, что паралимпийским. А когда с ним познакомилась, он начал наоборот говорить: ты что, это же круто, давай рассказывай, что входишь в паралимпийскую сборную! И повесь знак «Инвалид» на машину — это же бесплатная парковка! А пенсия по инвалидности — вообще пассивный доход, мне б такой! Таким образом он перевел больную тему в юмор и очень мне помог. Теперь я горжусь тем, через что я прошла.

Сейчас Наталья продолжает заниматься спортом
— Вы отдадите своего ребенка в спорт, несмотря на риски, например, сломать позвоночник и другие травмы?
— Прежде всего спорт — это общая физическая подготовка, что очень полезно для здоровья. Если она потом этим загорится — хорошо, если нет — настаивать не буду. Вообще риски сломать позвоночник есть везде. Мы машину тогда можем не водить, ведь это тоже опасно. Или можем зимой поскользнуться на улице, сломать бедро, руку, ключицу. Если смотреть в принципе сколько людей ломало позвоночник в спорте, то их не такое уж и большое количество. Но при этом я могу сказать, что спорт — самое яркое время, что у меня было. Если бы мне предложили сейчас повернуть время назад, но при условии, что я никогда не пойду в спорт и не буду ломать позвоночник, то я бы отказалась. Ярче и интереснее времени, чем тогда, у меня не было и вряд ли будет. Я увидела полмира благодаря спорту, хотя была простой девочкой из обычной семьи. И, возможно, моря бы никогда не увидела — у нас не было возможности кататься по морям. А так я посмотрела мир, познакомилась с огромным количеством людей, познала другой менталитет, другую культуру. Получила большой жизненный опыт. И что говорить — с 15 лет обеспечивала себя сама, жила комфортной жизнью. Без ипотек и кредитов купила квартиру, машину в 25 лет. Спорт очень закаляет характер. Без этой закалки победить невозможно.
Понимаете ли вы, чем Наталья вызывает негатив?
Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.