При реконструкции железнодорожного вокзала в Саратове не будут сохранять исторические фрески художника Юрия Валькова. Об этом в ходе выступления в областной думе 28 ноября заявил руководитель Приволжской железной дороги Сергей Альмеев.
В конце октября блогер и краевед Денис Жабкин заявил, что исторические фрески уничтожат. По его информации, они были выполнены местным художником Юрием Вальковым в 1981 году. Во время прошлой реконструкции железнодорожного вокзала в 1990-е годы их закрыли.
По словам главы ПривЖД Альмеева, вокзал был построен в 1871 году. В 1900-м его перестроили согласно проекту архитектора Петра Зыбина. Тогда к нему добавили боковые пристройки и установили шатровые кровли. С 1973-го по 1977-й вокзал был капитально реконструирован: старый фасад был уничтожен и превращен в модернистский. Основные материалы для этого были выбраны типичные для модерна: бетон и стекло.
Альмеев дал обещание сохранить первоначальную стилистику 153-летнего строения. Существующее здание снесут, а новое будет двух- и трехэтажным. В нем будут десяток эскалаторов, а к платформам будет выходить уже третий этаж. Фасад, который видно с поездов, остеклят современными витражами. Тоннель достроят для транзита и вместе с пешеходным мостом передадут на баланс мэрии Саратова. На вопрос единоросса Лаврентьева, что будет с мозаичными панно советского периода, Альмеев сообщил, что его организация не смогла подтвердить их историческую ценность.
— У нас нет на это права. Мы их нашли случайно, когда вскрыли фасады. С нами связалась дочь художника Валькова, которая предложила сохранить росписи на стенах. На старых применена такая технология, которая не позволяет их просто так снять и оставить в таком виде, в котором есть, нужны проект и реставрация, — заявил железнодорожник.
Сейчас росписи демонтируют волонтеры и специалисты. Их разместят в институтах с архитектурными кафедрами. На вокзале взамен сделают новодел с такими же росписями, какими они были нанесены художником Вальковым. «Но это будет не реставрация», — добавил Альмеев. Сейчас для него важнее сроки реконструкции здания.
На вопрос коммуниста Анидалова, что окончательные ее сроки не были названы, железнодорожник признался, что это будет 2026 или 2027 год. Неточность сроков связана с тем, что ранее не планировалось строить дополнительный вход с завокзальной части Саратова. Из-за изменений проект стоимостью 2,7 млрд рублей подорожал в 1,5 раза, превысив цифру в 4 млрд, а сроки пришлось сдвинуть на более долгий срок.