
В Саратове появились новые комфортные трамваи. Правда, пришлось сильно подождать
В Саратове 1 мая были запущены новые скоростные трамваи 8 и 9 маршрутов. Солнечная погода располагала воспользоваться бесплатной демоверсией низкопольных «Богатырей» и «Львят». С 1 по 9 мая проезд в трамваях 8, 9 и 10-го маршрутов бесплатный, правда на 10-м пока старые желтые трамваи. Мы отправились кататься на двух маршрутах и публикуем впечатления.
«Восьмерка» — сломался в пути
Шеф-редактор Сергей Петунин
Саратовцы этого долго ждали. Так долго, что перестали надеяться. Поэтому, когда наступило утро 1 мая, в этот день в Саратове отмечают всенародно любимый праздник «День скоростного трамвая», я встал пораньше, позавтракал полезной овсяной кашей и отправился кататься на трамвае. Жена у меня беспартийная, День трамвая не отмечает, так что я поехал один. Благо до кольца «восьмерки» десять минут пешего хода.

Где-то там, в кустах, трамвай

Герой торжества
Дорога к трамвайным путям пролегает через конечную троллейбуса № 15. Помню, как в студенческие годы ездил в гости к однокурснику, который жил на Динамовской улице. Доезжаешь до конечной 15-го, потом где-то в кустах находишь трамвай. Не так уж и много с тех пор поменялось. Пока шел к кольцу, взгляд зацепился за что-то голубеющее среди листвы. «Вот он! Трамвай!» — подумал я и, конечно, ошибся. Это голубели сиденья стадиона «Волга». Но вот издалека показался и сам герой дня — новенький «Богатырь» гордо сверкал в весеннем солнце. Все вокруг заулыбались, стало еще светлее, на душе потеплело.

Едут один за другим
Кольцо «восьмерки» на площади Орджоникидзе выглядит, кстати, не очень. Я тут был пару недель назад и мало, что изменилось: те же поребрики без асфальта, открытый грунт. Разве что остановочный павильон появился.
Кстати, за день до этого говорили с подругой, живущей в Комсомольском, что на маршруте № 8, который идет из Заводского района в Заводской район, красивые остановки с электронными табло не приживутся — скоро их заменят бетонными. Она утром прислала ночное фото с конечной в Комсомольском.

Так выглядит остановка ночью
А мы тем временем садимся в трамвай. Ну что сказать? Тут чисто, уютно, новые сиденья, зарядки для телефонов, табло, на котором пишут остановки, валидаторы и даже камеры видеонаблюдения. Такое ощущение, что едешь… Нет, не в самолете, лучше — в 15-м троллейбусе!

С шариками веселее — Первомай всё-таки
Люди тем не менее довольно мрачные и не приветливые. Только где-то впереди сидит семья, которая рада и теплому весеннему деньку, и красивому трамваю. Кто-то из молодых людей снимает «кружочек» в Telegram.
— Это «Львенок»? — живо интересуется у водителя отец семейства у женщины в оранжевом жилете — водителя трамвая.
— Нет, это «Богатырь», — отвечает та.
— А «Львенок»? — не теряя надежды, спрашивает женщина, очевидно, жена мужчины.
— Он без «гармошки», — отвечает водитель и закрывается в кабине.
В общем, едем без гармошки, что бы это ни значило. Я представляю себе, что в «Львятах» непременно должен сопровождать пассажиров мужичок с гармошкой («поиграй немножко» — тест на возраст), хотя, конечно, знаю, о чем речь.
Следующая остановка — «Стадион „Волга“», если честно, 50 метров до нее «скоростной» трамвай идет хорошо, если минуту, непонятно, зачем она нужна, но ладно, пускай будет. Зря, что ли, старались? Катимся дальше и останавливаемся на каждом повороте. На самом деле, ехать уютно и комфортно, но не то чтобы «скоростно». За окнами проплывает строительная техника и любующиеся на свою работу строители в униформе. После остановки Усиевича выходим на прямую и не разгоняемся, а встаем на несколько минут в 1-м Просяном проезде.
Тут заходят молодые ребята-волонтеры с голубыми, как небо, шариками и первомайскими флажками. Всем раздают флажки и голубые, как небо, шарики. Приятно. Непонятно, правда, куда их девать, воткнул в сумку.
Трамвай слегка покачивает в пути, пассажиры заходят разные: кто-то угрюмо усаживается и утыкается в окно, кто-то, как я, снимает на камеру всё вокруг. Есть даже такие, кто пытается вести трансляцию. Но вообще людей не много.

Тут не доделали и уложили шпалы
И вот примерно через 15 минут я уже стою на конечной в Комсомольском поселке. Примерно в пяти метрах возле меня никого, но в воздухе висит запах перегара. Хотя до ближайшей пивной далеко — метров 30–40.
— Всё хорошо, но ни одной мусорки не поставили. Ходят всё бросают, — ворчит проходящий мимо мужчина, и тут я замечаю, что в одном из остановочных павильонов (тут их почему-то два) всё уставлено бутылками. Вот поэтому я и говорил подруге, что стеклянные павильоны с электронными табло у них на Комсе не приживутся. Поживем — увидим.

В Комсомольском утром на остановках бутылки
— Я хочу остановки как в Корее, которые, знаешь, зимой отапливаются, — мимо проходят две девушки-подростка. Они не знают, что такие есть, например, на Ямале, вовсе не обязательно ехать в далекую Корею. Можно отправиться, например, в Надым или Харп.
Снова грузимся в трамвай (опять «Богатырь») и едем обратно. Благо, халява, до 9 мая можно хоть укататься: проезд в трамвае бесплатный.
Но перед 3-м Прудным проездом происходит непредвиденное: сломался впереди идущий трамвай.

Типичная для саратовского трамвая история: сломался вагон

Нам обещали, что такого не будет. Но оно есть
— Как я обрадовалась, что сейчас быстро доеду. Правнука еду смотреть, нет к нему дороги мне, — причитает женщина, говоря по телефону.
Люди вышли из салона. Стоим. Подъезжает третий состав, четвертый… Выстраивается паровозик из новеньких «Богатырей». «Черномора» только не хватает. Водитель нашего трамвая убежала помогать коллеге в сломавшемся трамвае. Меня можно осудить, что вместо того, чтобы помочь женщинам, я снимаю их на видео, но я ничего не смыслю в трамваях, поэтому ничем не могу помочь.
Минут через 15 движение восстанавливается и пассажиры всех четырех трамваев садятся в наш вагон: он первый среди работающих. Дальше едем в целом спокойно.

Так будет в трамвае в час пик

Удобно оплатить картой. Но пока бесплатно
На кольце Орджоникидзе встречаю коллег:
— Уже прокатился? Мы следующие.
Это увлекательный был аттракцион (тест на возраст).
«Девятка» — скорость подкачала
Корреспондент Семен Коротов-Майбах
Я прокатился на трамвае 9-го маршрута от Детского парка до 1-го Просяного проезда и обратно.

Красота у Детского парка
Спойлер: трамвай оказался не такой быстрый, в один конец мы доехали примерно за 35 минут. Первая половина маршрута испещрена поворотами и на них трамвай ощутимо заносило, поэтому средняя скорость не кажется такой быстрой. Кстати, только для Саратова эти трамваи новые, например в Москве я ездил на таких до бабушки на Живописную еще лет 10 назад, и она называла их французскими. Ну а теперь это российские «Богатырь» и «Львенок».

«Девятки» тоже едут одна за другой
Ожидание трамвая составило минут 7, хотя в дороге они шли в обе стороны один за другим, с интервалом в 3–5 минут.
— Ух ты, как красиво, — заявила зашедшая на остановке бабушка.

Не знаем, как трамвай, но зарядка точно скоростная

Красота в весенний денек
Внутри и правда современный дизайн. Оказалось, в трамвае есть зарядка с входами для USB и Type-C. Причем зарядка здесь идет сверхбыстрая. В столичных трамваях, когда я там ездил несколько лет назад, была обычная зарядка, как и в метро (даже в новых вагонах на Кольцевой линии).
После 9 мая проезд будет платным. В соответствующих объявлениях внутри трамвая висят цены: 30 рублей за наличный расчет и 27 — за безналичный. Терминалы для безналичного расчета, кстати, в трамвае были установлены: они ярко-зеленого цвета, но пока не активированы.

Всё еще доделывают

Тут тоже продолжаются работы
По пути много недоделок. Местами рабочие и техника клали асфальт прямо по ходу движения трамвая. Провода в середине маршрута висят приколоченные прямо к стволам деревьев или лежат на земле вдоль рельсов.
— Очень душно. Неужели тут кондиционеров нет? — пожаловалась одна из пассажирок на обратном пути, это было примерно в 11:45.

Дорога стала быстрее, это факт
За окном на трехколесном чуде едет мужик с сыном. Остановился, поздоровался на обочине с пацанами. И поехал дальше. Ничего необычного, это Заводской район.

Это Завчик, бро!
Уровень асфальта на некоторых остановках попытались сделать вровень с полом низкопольных трамваев, но это получилось неидеально. Хотя, наверное, чтобы вкатиться на инвалидной коляске, приемлемо. Каждую остановку объявляет записанный голос, он же напоминает о бесплатном проезде до 9 мая. Увы, это не Кирилл Лопаткин. Возможно, другая местная знаменитость, но мне не известная. Перед каждым объявлением играет минусовая версия песни «Огней так много золотых».
Обратно мы доехали минут за 30, но салон был полон пассажирами. Кстати, в трамвае юные девушки парни раздавали в честь праздника 1 Мая флажки и шарики с соответствующей символикой на них. Взыскательный пассажир оценил бы обе поездки максимум в 4 балла. Всё-таки «скоростной» трамвай должен быть скоростным.
СПРАВКА
В рамках программы модернизации «скоростного трамвая» маршруты под номерами 8 и 9 были подвергнуты масштабной реконструкции. Десятый же маршрут был временно приостановлен для проведения ремонтных работ.
Маршрут № 9 закрыли в мае 2023 года. Подрядчик ООО «Фракджет-Строй» получил контракт на 2,3 миллиарда рублей с первоначальным сроком сдачи к концу 2023 года. Однако к декабрю работы едва начались, и проект заморозили. Дело дошло до суда, и по мировому соглашению срок перенесли на 1 декабря 2024 года. Но и к этой дате подрядчик не успел. Маршрут № 8 должны были завершить к 20 ноября 2024 года, но выяснилось, что подрядчик ООО «СП Транстоннельстрой» также сорвал сроки.
Проблему обсуждали с федеральными чиновниками и пришли к выводу о необходимости перенести завершение работ на 2025 год. Суд утвердил новый крайний срок 30 июня 2025 года, включая благоустройство территорий.
Из-за постоянных изменений проекта бюджетные затраты значительно выросли: только на маршрут № 9 потратили не менее 4 миллиардов рублей. Правительство области закупило новые двухсекционные трамваи «Богатырь-М» от ПК «Транспортные системы» и односекционные «Львенок» от того же производителя. Они будут работать на маршрутах № 8 и 9.
С 1 по 9 мая проезд для пассажиров сделали бесплатным.
Маршрут № 9 пока будет курсировать только до Детского парка, так как пути в Мирный переулок еще не готовы. Они будут заменены по контракту модернизации путей маршрута № 3, который сейчас частично закрыт. На проспекте 50 лет Октября уже прокладывают новые пути, работы выполняет ООО «СП Транстоннельстрой». В марте 2026 года закроют маршруты № 3 и 11 для замены рельсов на улице Астраханской. Летом должны запустить обновленный маршрут № 6 от 6-й Дачной.
С 10 мая проезд в трамваях сохранится:
27 рублей (безналичный расчет);
30 рублей (наличный расчет).
График движения:
маршрут 8: 05:40–21:11;
маршрут 9: 06:00–21:42.
После окончания основного времени работы будут курсировать дежурные вагоны.
Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.