
До этого ни одна постановка театра «Аффект» не попадала в поле зрения силовиков
В Саратове после анонимной жалобы зрителя в феврале 2025 года был снят с репертуара спектакль «Магазин» в театре «Аффект». Затем жалоба превратилась в обращение в Министерство культуры Саратовской области и правоохранительные органы. Последние не нашли никаких нарушений, но в Минкульте посчитали постановку нецелесообразной и рекомендовали пересмотреть репертуарную политику. Театр прислушался ко всем рекомендациям и снял «Магазин» с показа. Корреспондент 164.RU пообщался с участниками этой истории, попытавшись разобраться в том, что случилось.
Сюжет спектакля был взят из реальных событий 2000–2016-х годов в Москве, повествующих о знаменитом деле «гольяновских рабов» и семьи рабовладельцев сестер Истанбековых. На основе событий был снят и выпущен фильм «Продукты 24». Эти события также легли в основу пьесы российского писателя и драматурга казахстанского происхождения Олжаса Жанайдарова. Пьеса вызвала горячее обсуждение на фестивале «Любимовка» в 2014 году, попала в шорт-листы «Любимовки», премии «Дебют» и Волошинского конкурса, а в 2015 году взяла первую премию конкурса «Золотая маска». Спектакль ранее ставили в Центре современной драматургии, в Альметьевском татарском государственном драматическом театре, их «Магазин» стал спектаклем — победителем XV Фестиваля театров малых городов России в 2018 году, а сейчас с большим успехом идет в Санкт-Петербурге в театре НДТ и в Невидимом театре.

Спектакль может смотреть до полусотни зрителей
В конце 2024 года «Магазин» поставили и в Саратове, в частном любительском театре «Аффект». Но постановка, показывавшая жизнь рабов в столице, чьих рабовладельцев крышевали коррумпированные московские соплеменники и бандиты, возмутила одного зрителя в Саратове.
Камерный театр «Аффект»
В Саратове возле Ильинской площади есть частный камерный театр «Аффект». Вывеска — на бетонном заборе, по верху которого намотана колючая проволока. Дверь в заборе стальная. Внешний вид получается очень антуражным, намекающим всем любопытным, что здесь зритель простых спектаклей не увидит.
Театр основан профессиональным режиссером Алиной Бондарь в 2016 году, ему восемь лет, сейчас у театра идет девятый сезон. Образ женщины-режиссера мне представлялся в виде хрупкой и болезненно худой маленькой старушки. Алина Бондарь — полная противоположность этому образу. Это высокая, пышущая здоровьем и энергией молодая женщина с короткими волосами, ей всего 38 лет. Репертуар в театре — это пара десятков спектаклей, поставленных в течение восьми лет. Все их афиши висят внутри при входе слева на стене театра.

Здесь разнообразный репертуар
— Театр открылся спектаклем «Медея» по пьесе Жана Ануя, затем были «Дорогая Елена Сергеевна», «Дом Бернарды Альбы». Очень важный для нас проект «Воспоминания о будущем» мы создали сами. Это было пять лет назад, к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Одна девушка предложила нам: а давайте попробуем сделать спектакль о саратовских ветеранах. Она выиграла грант на постановку. Мы ездили к ветеранам, они рассказывали о своей жизни. И мы из их историй сделали этот спектакль-verbatim (документальный вид театрального представления. — Прим. ред.). Еще тогда мне понравилась идея пьес, созданных на основе реальных историй.
То есть театр ставит спектакли и по пьесам известных драматургов, классических, и по современным русским и зарубежным пьесам, а также реализует самостоятельные проекты. Репертуар должен быть разнообразным. Скоро вернется в репертуар спектакль «Завтра была война» — тоже посвященный Великой Отечественной войне и людям, которые жили в то время. «Саня, Ваня, с ними Римас», написанная автором «Любовь и голуби» Владимиром Гуркиным, — это лирическая комедия про военный тыл, о том, как люди жили на Урале и как справлялись со всем, — перечисляет репертуар театра режиссер.

Так театр выглядел зимой, пока снег не растаял
Она также вспомнила пьесу Вадима Леванова «Ксения» о жизни и благих делах петербургской Ксении Блаженной, которая причислена к лику святых, романтический спектакль «Таня-Таня» по пьесе Ольги Мухиной, спектакль «Васса Железнова» по трагедии Максима Горького, в которой поднимается тема сложных семейных отношений и тема матери, и так далее. Репертуар должен быть разнообразным.
— Пища для ума должна быть разной, — шутит Алина и улыбается. — Альтернативный психологический театр — это театр сильных эмоций и глубоких мыслей. В этом году хотелось поставить что-то новое, поднять темы, которых еще не было в театре. Ведь задача театра — побудить зрителя задуматься о себе, как человеку быть лучше, как быть счастливее, оставаясь в ладу со своей совестью.

А жизнь разнообразная, многоуровневая, и в какие только ситуации не попадает человек. И самое главное — как в сложных жизненных обстоятельствах остаться Человеком.
— Еще древние греки говорили об эстетике прекрасного и ужасного. Прекрасное вдохновляет, а эстетика ужасного вызывает катарсис, который ведет к очищению души через потрясение. То есть обе эстетики ведут человека к свету, просто разными путями. Спектакль «Магазин» — это трагедия, показывающая, в какой кошмар могут попасть неосведомленные люди. И задачей театра было рассказать, что в современном мире до сих пор существует трудовое и сексуальное рабство, и предостеречь от мошенников и бандитов, — добавляет основатель театра.






«Магазин»
Обсуждаемый спектакль поставлен по пьесе Олжаса Жанайдарова, которая идеально подходила под нравственные и организационные условия театра.
— У нас в театре женщин больше, чем мужчин. Ставить классику из-за этого очень сложно, потому что в классических произведениях на три женские роли приходится по десять мужских. Ну нет у нас их столько! — восклицает Алина. — Тем более графики работы у всех разные, нужно всех в одно время собрать. А тут всего лишь две женские роли. Удобно репетировать. Я пьесу нашла просто в поисковике. Думаю: «Интересно! Надо почитать». Читаю пьесу, понимаю, что она у меня отзывается. Да, мне страшно это читать, но мне очень жалко эту бедную девочку. Не дай бог попасть кому-то в такую ситуацию!

Кадр из спектакля «Магазин»
Это реальная история. Она произошла в 2012 году. Место действия — Москва, район Гольяново. Это «гольяновские рабыни». Очень много различных статей, интервью, уголовных дел, которые дошли до суда. Я не автор, я не знаю, на основе каких именно материалов он писал. Но когда я нашла и посмотрела видеоинтервью той женщины, которая была рабыней в этом магазине, ей помогли в 2012-м сбежать оттуда волонтеры, ее слова меня зацепили, — описывает историю знакомства с пьесой и историей режиссер.
Когда Алина прочитала эту пьесу, она ужаснулась и удивилась: неужели это правда? После этого режиссер полезла в интернет.
— По данным исследования правозащитной организации Walk Free «Глобальный индекс рабства» 2023 года, на данный момент в рабстве живут 49,6 миллиона человек в мире. Из них 1,9 миллиона приходится на Россию, сообщается на сайте организации, но не указано — имеется в виду российских граждан или людей, находящихся в России, — говорит Алина. — В странах с плохой экономикой цифры гораздо больше. У нас в России мы более или менее нормально живем. И то пропадают люди. Просто мы об этом не всегда знаем, и не знаем, куда пропадают. И для меня это реально стало страшно. До сих пор, в XXI веке у нас, оказывается, существует рабство.

Я об этом не знала. Я подумала, хорошо было бы об этом сказать и другим людям, вдруг они тоже об этом не знают, и опять-таки предостеречь. Быть осторожнее.
— Да, наша планета огромна, на ней очень много хороших людей. Но бывают эти единицы, которые плохие. И вместо того чтобы тратить время полиции и других силовиков на непонятные проверки, помогите найти пропавших людей!
Режиссер отмечает, что театр — это искусство, а значит, есть художественные элементы: обострение обстоятельств, проработка композиции, а также элементы вымысла.
— Я ни в коем случае не хотела никого обидеть, задеть. Я люблю свою Родину и людей. Я и подумать не могла, что кто-то иначе осмыслит спектакль. Не было целью показать именно Москву. Это мог быть любой большой город в любой стране, просто реальное событие произошло именно в этом городе. В анонсе спектакля я писала, что место действия не имеет значения, — утверждает режиссер.

Кадр из спектакля «Магазин»
Далее она привела текст анонса дословно: «Этот спектакль не о национальности и обычаях, не о религии, хотя эти темы и присутствуют ровно так же, как и в жизни каждого человека. Это может быть любой человек и любые другие схожие именно по действиям и отношению к людям обстоятельства».
— Так что это могло быть любое место, — повторяет Алина. — Главное, ЧТО происходит, а не ГДЕ, и мы следили за душой Карлыгаш — той девушки, которая хотела изменить свою судьбу. В спектакле на сцене стоит Вещий камень. В былинах и сказках встречается такой расхожий сюжет: витязь оказывается на распутье, где стоит камень. На камне надпись с выбором предстоящего пути: «Налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — себя потеряешь, прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь». И каждый герой выбирает свой путь.
Так как у Карлыгаш не было работы и возможностей на родине в Центральной Азии, она поехала в Москву, потому что наслушалась сказок, что здесь можно заработать «много денег» и жить счастливо. Она попадает в руки человека, который обманывает ее и делает рабыней. Она хотела попасть в сказку, а попала в кошмар с «кощеями», «змеями горынычами» и другой нечистью, — отмечает основатель театра.
Она также подчеркнула, что в пьесе выжила только одна героиня, а в реальной жизни спаслись несколько человек и их детей спасли тоже. Алина считает это реально страшной историей.
— Любая художественная история — это сказка. Что-то гиперболизировано. Так, как в кино и в книгах, в жизни не бывает или бывает по-другому. Таких кошмаров и таких героев нет.

Но иногда реальность более жестокая, а иногда наоборот. А счастливые концы и справедливость в романах чаще, чем в жизни. В пьесе не всё дословно.
Вымыслом является и мотивация главного антипода произведения: попытка накопить денег на строительство мечети. Скорее всего, хозяйка магазина не рассказывала ничего о своей жизни, потому автору пришлось создать свой образ антагониста.
Но строительство мечети никак не оправдывает всех ее злодеяний, она это делает для себя, а не для людей, она настоящий психопат, который мыслит иначе, и ей хочется быть самой сильной, чтобы никто не посмел ее обидеть, для этого она обижает других, и это нельзя оправдать ничем. В пьесе всегда должен быть протагонист и антагонист. Вот для художественного произведения нужно какие-то элементы еще добавлять, — резюмировала адаптацию истории под пьесу и спектакль режиссер театра.
Спектакль в Саратове вышел в конце декабря, показан всего шесть раз, и его увидело совсем немного зрителей. Первые показы были больше для родственников и друзей.
— Девушка, которая пожаловалась на постановку, была на втором спектакле, она оказалась подругой или знакомой актрисы, игравшей в этом спектакле. Перед спектаклем мы настоятельно просили отключить мобильные устройства, но она засняла на видео отрывок, вырванный из контекста сюжета, и отправила его разным людям, чтобы те помогли принять меры против спектакля. Об этом я и актриса узнали, только когда в интернете начали появляться посты, осуждающие спектакль, — добавляет Алина.
«Какая-то грязь»

Кадр из спектакля «Магазин»
В январе в соцсетях появились публикации с этим видео от людей, которые, уверена режиссер, не видели спектакля. Под постами начали оставлять комментарии люди из других городов.
— Это была какая-то грязь, которая в 90% не связана со спектаклем. Это осуждение мигрантов и связанных с ними структур. Затем в нашей группе театра такие комментарии появились от незнакомых людей, которые опять-таки у нас в театре никогда не были. Писали, что мы поставили ужасный спектакль и нам надо проверки устроить, — отмечает Алина Бондарь.
Активистом, пожаловавшимся на спектакль силовикам и чиновникам, оказался Петр Жердев, руководитель саратовского отделения организации «Северный человек». Он направил жалобы, как мы выяснили, в ФСБ, а также в Министерство культуры Саратовской области. А Минкульт, в свою очередь, направил обращение в МВД.


Последовала реакция от всех перечисленных структур, проведены соответствующие проверочные мероприятия и профилактические беседы. Некоторые представители госорганов побывали на спектакле. В результате в спектакле не было обнаружено никаких нарушений закона. Однако, так как Министерство культуры Саратовской области порекомендовало убрать спектакль из репертуара, организатор жалоб не замедлил отчитаться «о проделанной работе по борьбе с русофобством и т. п.» и разместил в своих соцсетях информацию о том, что спектакль снят и активисты — молодцы.
АНО «Северный человек» позиционирует себя как организация возрождения и укрепления ценностей славянских народов. Организация зарегистрирована в Воронеже в 2022 году. Ее официальный руководитель — Юлия Панькова. Юридически у АНО 23 представительства в разных городах России, Саратова среди них нет. Лидер «Северного человека» — Михаил Ниц, более известный как придерживающийся крайне традиционалистских взглядов рэпер Миша Маваши.

Кадр из спектакля «Магазин»
— Мне не запретили показывать спектакль, только рекомендовали, но я уже не могу показывать его из-за своего морального состояния и людей, которые играли в нем, — вспоминает Алина. — Почти два месяца бессонных ночей, потерянного здоровья и нервов от всех этих проверок, от несправедливых обвинений людей, не видевших спектакль и пишущих злые комментарии, привели меня в очень тяжелое состояние. Самое обидное, что спектакль был направлен как раз на улучшение жизни в России, безопасность жизни ее граждан, борьбу с коррупцией, преступностью, нелегальными организациями. Если бы активисты увидели его вживую, они бы поняли, насколько он полезен и что в нем нет никаких нарушений. Я хотела бы пожелать активистам более эффективной работы в действительно нужных направлениях и более обдуманных, взвешенных поступков и не загружать правоохранительные органы и ведомства ненужными проверками, отвлекая их от поистине важных дел.
«Постановка выражает откровенно русофобские настроения»
Корреспонденту 164.RU удалось пообщаться с Екатериной Озмановой — так представилась зрительница, которая сняла видео на спектакле и отправила его известному публицисту и блогеру. Она рассказала, что ее возмутило. Свои действия девушка объяснила влиянием эмоций.
— Постановка выражает откровенно русофобские настроения: русские, русская культура показаны исключительно в негативном свете. Кроме того, в пьесе дискредитируются сотрудники правоохранительных органов. Все полицейские здесь берут взятки, бухают и насилуют мигранток. На эмоциях сбросила видео публицисту Роману Юрьевичу Антоновскому, в его авторский телеграм-канал, — рассказала она.
Активист и лидер движения «Северный человек» в Саратове Петр Жердев подтвердил, что не видел спектакля целиком, а только то самое короткое видео. По его словам, он увидел его «в одном из всероссийских телеграм-каналов».
Это видео сняла на спектакле Екатерина
— В одном из всероссийских телеграм-каналов размещался отзыв на спектакль «Магазин», который поставили в Саратове. В посте размещались видео со сценой избиения сотрудниками полиции женщины. Мы обратились в Министерство культуры Саратовской области для оценки этого «творчества». Ответ пришел оперативно. Нас поблагодарили, — кратко пояснил активист. Видимо, это был канал Романа Антоновского.
В сообществах «Северный человек Саратов» во «ВКонтакте» и в Telegram, которые администрирует Петр Жердев, есть несколько постов, посвященных критике спектакля «Магазин» в театре «Аффект», и выложено видео, которое сняла Екатерина Озманова. В одном из постов 5 февраля Петр Жердев утверждает, что эта постановка «откровенно выражает русофобские настроения», «дискредитирует сотрудников правоохранительных органов», а «русские показаны исключительно в негативном свете». Он также подтвердил, что «специальные службы провели проверку произведения и выразили благодарность за бдительность».

Такой ответ дала активистам министр культуры Саратовской области Наталия Щелканова
Кроме того, активист выложил ответ из Министерства культуры Саратовской области на его обращение, подписанный министром Наталией Щелкановой. В письме чиновница «полагает, что содержание данного спектакля может включать элементы, порочащие честь и достоинство гражданина РФ, а также дискредитации сотрудников правоохранительной системы России». Также дополнительно отмечается, что директору Театра А. Бондарь направлено «письмо рекомендательного характера о пересмотре репертуарной политики».
В конце Наталия Щелканова добавила, что Минкульт не наделен полномочиями по осуществлению государственного контроля и проверке на предмет возбуждения межнациональной розни, а также «финансирования иностранными гражданами». По этой причине обращение было перенаправлено в адрес ГУ МВД России по Саратовской области.
«Оснований не имеется»
В ответ на наши официальные запросы в региональном управлении ФСБ сказали, что сведения о проверках театра ведомство не выдает и «оснований для предоставления запрашиваемой информации не имеется».
В региональном управлении МВД России по Саратовской области сообщили, что на данный момент по обращению гражданина проводится проверка. В областном Министерстве культуры ограничились сухим комментарием:
«Учреждение не является подведомственным Министерству культуры. У министерства нет полномочий влиять на репертуарную политику».
Можно было всё поправить разговором
Алина считает, что, если бы «хейтеры» обратились к ней лично, ситуацию можно было бы исправить.
— Какую бы тему я ни поднимала, главной темой всегда является — как оставаться человеком.

Мне очень жаль, что девушка, которая запустила эту машину негатива и захотела уничтожить спектакль, сразу приняла жесткие меры, а не поговорила со мной сразу после спектакля, не попыталась разобраться.
— Может быть, я услышала бы ее мнение и пересмотрела какие-то моменты, которые вызвали у нее триггер; может быть, еще совсем свежий, неоткатанный спектакль не совсем верно еще воплощался, и потому она так его считала. Обычно спектакли после премьеры еще несколько месяцев зреют, редактируются, улучшаются, — говорит режиссер.
По словам Алины, даже первый и шестой спектакль «Магазин» уже были разными. Последний стал с художественной стороны лучше, некоторые сцены изменились, доработались. И если бы по-человечески с ней поговорили, — может быть, удалось найти взаимопонимание.

Кадр из спектакля «Магазин»
— Так что я за мирное решение вопросов. Как говорится в одном нашем спектакле «За добрые отношения!»: этот урок нам дорогого стоил. Теперь мы снова будем набираться сил и постараемся сделать что-то хорошее, — резюмирует свой рассказ Алина Бондарь.
Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.