Культура проблема «Этот урок нам дорого стоил»: из-за чего в Саратове отменили спектакль о жестокой истории рабынь из Гольяново

«Этот урок нам дорого стоил»: из-за чего в Саратове отменили спектакль о жестокой истории рабынь из Гольяново

Пьеса шла шесть раз, а на последний показ пришли силовики из ФСБ

До этого ни одна постановка театра «Аффект» не попадала в поле зрения силовиков | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU, Алексей Борисов / Алина БондарьДо этого ни одна постановка театра «Аффект» не попадала в поле зрения силовиков | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU, Алексей Борисов / Алина Бондарь

До этого ни одна постановка театра «Аффект» не попадала в поле зрения силовиков

Источник:

В Саратове после анонимной жалобы зрителя в феврале 2025 года был снят с репертуара спектакль «Магазин» в театре «Аффект». Затем жалоба превратилась в обращение в Министерство культуры Саратовской области и правоохранительные органы. Последние не нашли никаких нарушений, но в Минкульте посчитали постановку нецелесообразной и рекомендовали пересмотреть репертуарную политику. Театр прислушался ко всем рекомендациям и снял «Магазин» с показа. Корреспондент 164.RU пообщался с участниками этой истории, попытавшись разобраться в том, что случилось.

Сюжет спектакля был взят из реальных событий 2000–2016-х годов в Москве, повествующих о знаменитом деле «гольяновских рабов» и семьи рабовладельцев сестер Истанбековых. На основе событий был снят и выпущен фильм «Продукты 24». Эти события также легли в основу пьесы российского писателя и драматурга казахстанского происхождения Олжаса Жанайдарова. Пьеса вызвала горячее обсуждение на фестивале «Любимовка» в 2014 году, попала в шорт-листы «Любимовки», премии «Дебют» и Волошинского конкурса, а в 2015 году взяла первую премию конкурса «Золотая маска». 
Спектакль ранее ставили в Центре современной драматургии, в Альметьевском татарском государственном драматическом театре, их «Магазин» стал спектаклем — победителем XV Фестиваля театров малых городов России в 2018 году, а сейчас с большим успехом идет в Санкт-Петербурге в театре НДТ и в Невидимом театре.

Спектакль может смотреть до полусотни зрителей | Источник: Алина БондарьСпектакль может смотреть до полусотни зрителей | Источник: Алина Бондарь

Спектакль может смотреть до полусотни зрителей

Источник:

В конце 2024 года «Магазин» поставили и в Саратове, в частном любительском театре «Аффект». Но постановка, показывавшая жизнь рабов в столице, чьих рабовладельцев крышевали коррумпированные московские соплеменники и бандиты, возмутила одного зрителя в Саратове.

Камерный театр «Аффект»

В Саратове возле Ильинской площади есть частный камерный театр «Аффект». Вывеска — на бетонном заборе, по верху которого намотана колючая проволока. Дверь в заборе стальная. Внешний вид получается очень антуражным, намекающим всем любопытным, что здесь зритель простых спектаклей не увидит.

Театр основан профессиональным режиссером Алиной Бондарь в 2016 году, ему восемь лет, сейчас у театра идет девятый сезон. Образ женщины-режиссера мне представлялся в виде хрупкой и болезненно худой маленькой старушки. Алина Бондарь — полная противоположность этому образу. Это высокая, пышущая здоровьем и энергией молодая женщина с короткими волосами, ей всего 38 лет. Репертуар в театре — это пара десятков спектаклей, поставленных в течение восьми лет. Все их афиши висят внутри при входе слева на стене театра.

Здесь разнообразный репертуар | Источник: Алина БондарьЗдесь разнообразный репертуар | Источник: Алина Бондарь

Здесь разнообразный репертуар

Источник:

— Театр открылся спектаклем «Медея» по пьесе Жана Ануя, затем были «Дорогая Елена Сергеевна», «Дом Бернарды Альбы». Очень важный для нас проект «Воспоминания о будущем» мы создали сами. Это было пять лет назад, к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Одна девушка предложила нам: а давайте попробуем сделать спектакль о саратовских ветеранах. Она выиграла грант на постановку. Мы ездили к ветеранам, они рассказывали о своей жизни. И мы из их историй сделали этот спектакль-verbatim (документальный вид театрального представления. — Прим. ред.). Еще тогда мне понравилась идея пьес, созданных на основе реальных историй.

То есть театр ставит спектакли и по пьесам известных драматургов, классических, и по современным русским и зарубежным пьесам, а также реализует самостоятельные проекты. Репертуар должен быть разнообразным. Скоро вернется в репертуар спектакль «Завтра была война» — тоже посвященный Великой Отечественной войне и людям, которые жили в то время. «Саня, Ваня, с ними Римас», написанная автором «Любовь и голуби» Владимиром Гуркиным, — это лирическая комедия про военный тыл, о том, как люди жили на Урале и как справлялись со всем, — перечисляет репертуар театра режиссер.

Так театр выглядел зимой, пока снег не растаял | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUТак театр выглядел зимой, пока снег не растаял | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

Так театр выглядел зимой, пока снег не растаял

Источник:

Она также вспомнила пьесу Вадима Леванова «Ксения» о жизни и благих делах петербургской Ксении Блаженной, которая причислена к лику святых, романтический спектакль «Таня-Таня» по пьесе Ольги Мухиной, спектакль «Васса Железнова» по трагедии Максима Горького, в которой поднимается тема сложных семейных отношений и тема матери, и так далее. Репертуар должен быть разнообразным.

— Пища для ума должна быть разной, — шутит Алина и улыбается. — Альтернативный психологический театр — это театр сильных эмоций и глубоких мыслей. В этом году хотелось поставить что-то новое, поднять темы, которых еще не было в театре. Ведь задача театра — побудить зрителя задуматься о себе, как человеку быть лучше, как быть счастливее, оставаясь в ладу со своей совестью.

<p>Алина Бондарь</p><p>Алина Бондарь</p>

А жизнь разнообразная, многоуровневая, и в какие только ситуации не попадает человек. И самое главное — как в сложных жизненных обстоятельствах остаться Человеком.

— Еще древние греки говорили об эстетике прекрасного и ужасного. Прекрасное вдохновляет, а эстетика ужасного вызывает катарсис, который ведет к очищению души через потрясение. То есть обе эстетики ведут человека к свету, просто разными путями. Спектакль «Магазин» — это трагедия, показывающая, в какой кошмар могут попасть неосведомленные люди. И задачей театра было рассказать, что в современном мире до сих пор существует трудовое и сексуальное рабство, и предостеречь от мошенников и бандитов, — добавляет основатель театра.

Вывеска театра на улице | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUВывеска театра на улице | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU
Украшен театр очень необычно | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUУкрашен театр очень необычно | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU
Это вход в здание | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUЭто вход в здание | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU
Труппа постаралась украсить святилище Мельпомены | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUТруппа постаралась украсить святилище Мельпомены | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU
Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUИсточник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU
Вывеска есть и внутри здания | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUВывеска есть и внутри здания | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU
+2
Заплутать там сложно | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUЗаплутать там сложно | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU
Это вход в сам театр | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RUЭто вход в сам театр | Источник: Семен Коротов-Майбах / 164.RU

«Магазин»

Обсуждаемый спектакль поставлен по пьесе Олжаса Жанайдарова, которая идеально подходила под нравственные и организационные условия театра.

— У нас в театре женщин больше, чем мужчин. Ставить классику из-за этого очень сложно, потому что в классических произведениях на три женские роли приходится по десять мужских. Ну нет у нас их столько! — восклицает Алина. — Тем более графики работы у всех разные, нужно всех в одно время собрать. А тут всего лишь две женские роли. Удобно репетировать. Я пьесу нашла просто в поисковике. Думаю: «Интересно! Надо почитать». Читаю пьесу, понимаю, что она у меня отзывается. Да, мне страшно это читать, но мне очень жалко эту бедную девочку. Не дай бог попасть кому-то в такую ситуацию!

Кадр из спектакля «Магазин» | Источник: Алексей Борисов / Алина БондарьКадр из спектакля «Магазин» | Источник: Алексей Борисов / Алина Бондарь

Кадр из спектакля «Магазин»

Источник:

Это реальная история. Она произошла в 2012 году. Место действия — Москва, район Гольяново. Это «гольяновские рабыни». Очень много различных статей, интервью, уголовных дел, которые дошли до суда. Я не автор, я не знаю, на основе каких именно материалов он писал. Но когда я нашла и посмотрела видеоинтервью той женщины, которая была рабыней в этом магазине, ей помогли в 2012-м сбежать оттуда волонтеры, ее слова меня зацепили, — описывает историю знакомства с пьесой и историей режиссер.

Когда Алина прочитала эту пьесу, она ужаснулась и удивилась: неужели это правда? После этого режиссер полезла в интернет.

— По данным исследования правозащитной организации Walk Free «Глобальный индекс рабства» 2023 года, на данный момент в рабстве живут 49,6 миллиона человек в мире. Из них 1,9 миллиона приходится на Россию, сообщается на сайте организации, но не указано — имеется в виду российских граждан или людей, находящихся в России, — говорит Алина. — В странах с плохой экономикой цифры гораздо больше. У нас в России мы более или менее нормально живем. И то пропадают люди. Просто мы об этом не всегда знаем, и не знаем, куда пропадают. И для меня это реально стало страшно. До сих пор, в XXI веке у нас, оказывается, существует рабство.

<p>Алина Бондарь</p><p>Алина Бондарь</p>

Я об этом не знала. Я подумала, хорошо было бы об этом сказать и другим людям, вдруг они тоже об этом не знают, и опять-таки предостеречь. Быть осторожнее.

— Да, наша планета огромна, на ней очень много хороших людей. Но бывают эти единицы, которые плохие. И вместо того чтобы тратить время полиции и других силовиков на непонятные проверки, помогите найти пропавших людей!

Режиссер отмечает, что театр — это искусство, а значит, есть художественные элементы: обострение обстоятельств, проработка композиции, а также элементы вымысла.

— Я ни в коем случае не хотела никого обидеть, задеть. Я люблю свою Родину и людей. Я и подумать не могла, что кто-то иначе осмыслит спектакль. Не было целью показать именно Москву. Это мог быть любой большой город в любой стране, просто реальное событие произошло именно в этом городе. В анонсе спектакля я писала, что место действия не имеет значения, — утверждает режиссер.

Кадр из спектакля «Магазин» | Источник: Алексей Борисов / Алина БондарьКадр из спектакля «Магазин» | Источник: Алексей Борисов / Алина Бондарь

Кадр из спектакля «Магазин»

Источник:

Далее она привела текст анонса дословно: «Этот спектакль не о национальности и обычаях, не о религии, хотя эти темы и присутствуют ровно так же, как и в жизни каждого человека. Это может быть любой человек и любые другие схожие именно по действиям и отношению к людям обстоятельства».

— Так что это могло быть любое место, — повторяет Алина. — Главное, ЧТО происходит, а не ГДЕ, и мы следили за душой Карлыгаш — той девушки, которая хотела изменить свою судьбу. В спектакле на сцене стоит Вещий камень. В былинах и сказках встречается такой расхожий сюжет: витязь оказывается на распутье, где стоит камень. На камне надпись с выбором предстоящего пути: «Налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — себя потеряешь, прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь». И каждый герой выбирает свой путь.

Так как у Карлыгаш не было работы и возможностей на родине в Центральной Азии, она поехала в Москву, потому что наслушалась сказок, что здесь можно заработать «много денег» и жить счастливо. Она попадает в руки человека, который обманывает ее и делает рабыней. Она хотела попасть в сказку, а попала в кошмар с «кощеями», «змеями горынычами» и другой нечистью, — отмечает основатель театра.

Она также подчеркнула, что в пьесе выжила только одна героиня, а в реальной жизни спаслись несколько человек и их детей спасли тоже. Алина считает это реально страшной историей.

— Любая художественная история — это сказка. Что-то гиперболизировано. Так, как в кино и в книгах, в жизни не бывает или бывает по-другому. Таких кошмаров и таких героев нет.

<p>Алина Бондарь</p><p>Алина Бондарь</p>

Но иногда реальность более жестокая, а иногда наоборот. А счастливые концы и справедливость в романах чаще, чем в жизни.
 В пьесе не всё дословно.

Вымыслом является и мотивация главного антипода произведения: попытка накопить денег на строительство мечети. Скорее всего, хозяйка магазина не рассказывала ничего о своей жизни, потому автору пришлось создать свой образ антагониста.

Но строительство мечети никак не оправдывает всех ее злодеяний, она это делает для себя, а не для людей, она настоящий психопат, который мыслит иначе, и ей хочется быть самой сильной, чтобы никто не посмел ее обидеть, для этого она обижает других, и это нельзя оправдать ничем. В пьесе всегда должен быть протагонист и антагонист. Вот для художественного произведения нужно какие-то элементы еще добавлять, — резюмировала адаптацию истории под пьесу и спектакль режиссер театра.

Спектакль в Саратове вышел в конце декабря, показан всего шесть раз, и его увидело совсем немного зрителей. Первые показы были больше для родственников и друзей.

— Девушка, которая пожаловалась на постановку, была на втором спектакле, она оказалась подругой или знакомой актрисы, игравшей в этом спектакле.
 Перед спектаклем мы настоятельно просили отключить мобильные устройства, но она засняла на видео отрывок, вырванный из контекста сюжета, и отправила его разным людям, чтобы те помогли принять меры против спектакля. Об этом я и актриса узнали, только когда в интернете начали появляться посты, осуждающие спектакль, — добавляет Алина.

«Какая-то грязь»

Кадр из спектакля «Магазин» | Источник: Алексей Борисов / Алина БондарьКадр из спектакля «Магазин» | Источник: Алексей Борисов / Алина Бондарь

Кадр из спектакля «Магазин»

Источник:

В январе в соцсетях появились публикации с этим видео от людей, которые, уверена режиссер, не видели спектакля. Под постами начали оставлять комментарии люди из других городов.

— Это была какая-то грязь, которая в 90% не связана со спектаклем. Это осуждение мигрантов и связанных с ними структур. Затем в нашей группе театра такие комментарии появились от незнакомых людей, которые опять-таки у нас в театре никогда не были. Писали, что мы поставили ужасный спектакль и нам надо проверки устроить, — отмечает Алина Бондарь.

Активистом, пожаловавшимся на спектакль силовикам и чиновникам, оказался Петр Жердев, руководитель саратовского отделения организации «Северный человек». Он направил жалобы, как мы выяснили, в ФСБ, а также в Министерство культуры Саратовской области. А Минкульт, в свою очередь, направил обращение в МВД.

Такие отзывы оставляли зрители в группе театра | Источник: Театр Аффект / Vk.comТакие отзывы оставляли зрители в группе театра | Источник: Театр Аффект / Vk.com
Для некоторых спектакль «Магазин» стал фаворитом | Источник: Театр Аффект / Vk.comДля некоторых спектакль «Магазин» стал фаворитом | Источник: Театр Аффект / Vk.com

Последовала реакция от всех перечисленных структур, проведены соответствующие проверочные мероприятия и профилактические беседы. Некоторые представители госорганов побывали на спектакле. В результате в спектакле не было обнаружено никаких нарушений закона. Однако, так как Министерство культуры Саратовской области порекомендовало убрать спектакль из репертуара, организатор жалоб не замедлил отчитаться «о проделанной работе по борьбе с русофобством и т. п.» и разместил в своих соцсетях информацию о том, что спектакль снят и активисты — молодцы.

АНО «Северный человек» позиционирует себя как организация возрождения и укрепления ценностей славянских народов. Организация зарегистрирована в Воронеже в 2022 году. Ее официальный руководитель — Юлия Панькова. Юридически у АНО 23 представительства в разных городах России, Саратова среди них нет. Лидер «Северного человека» — Михаил Ниц, более известный как придерживающийся крайне традиционалистских взглядов рэпер Миша Маваши.

Кадр из спектакля «Магазин» | Источник: Алексей Борисов / Алина БондарьКадр из спектакля «Магазин» | Источник: Алексей Борисов / Алина Бондарь

Кадр из спектакля «Магазин»

Источник:

— Мне не запретили показывать спектакль, только рекомендовали, но я уже не могу показывать его из-за своего морального состояния и людей, которые играли в нем, — вспоминает Алина. — Почти два месяца бессонных ночей, потерянного здоровья и нервов от всех этих проверок, от несправедливых обвинений людей, не видевших спектакль и пишущих злые комментарии, привели меня в очень тяжелое состояние. Самое обидное, что спектакль был направлен как раз на улучшение жизни в России, безопасность жизни ее граждан, борьбу с коррупцией, преступностью, нелегальными организациями. Если бы активисты увидели его вживую, они бы поняли, насколько он полезен и что в нем нет никаких нарушений. Я хотела бы пожелать активистам более эффективной работы в действительно нужных направлениях и более обдуманных, взвешенных поступков и не загружать правоохранительные органы и ведомства ненужными проверками, отвлекая их от поистине важных дел.

«Постановка выражает откровенно русофобские настроения»

Корреспонденту 164.RU удалось пообщаться с Екатериной Озмановой — так представилась зрительница, которая сняла видео на спектакле и отправила его известному публицисту и блогеру. Она рассказала, что ее возмутило. Свои действия девушка объяснила влиянием эмоций.

— Постановка выражает откровенно русофобские настроения: русские, русская культура показаны исключительно в негативном свете. Кроме того, в пьесе дискредитируются сотрудники правоохранительных органов. Все полицейские здесь берут взятки, бухают и насилуют мигранток. На эмоциях сбросила видео публицисту Роману Юрьевичу Антоновскому, в его авторский телеграм-канал, — рассказала она.

Активист и лидер движения «Северный человек» в Саратове Петр Жердев подтвердил, что не видел спектакля целиком, а только то самое короткое видео. По его словам, он увидел его «в одном из всероссийских телеграм-каналов».

Это видео сняла на спектакле Екатерина

Источник:

— В одном из всероссийских телеграм-каналов размещался отзыв на спектакль «Магазин», который поставили в Саратове. В посте размещались видео со сценой избиения сотрудниками полиции женщины. Мы обратились в Министерство культуры Саратовской области для оценки этого «творчества». Ответ пришел оперативно. Нас поблагодарили, — кратко пояснил активист. Видимо, это был канал Романа Антоновского.

В сообществах «Северный человек Саратов» во «ВКонтакте» и в Telegram, которые администрирует Петр Жердев, есть несколько постов, посвященных критике спектакля «Магазин» в театре «Аффект», и выложено видео, которое сняла Екатерина Озманова. В одном из постов 5 февраля Петр Жердев утверждает, что эта постановка «откровенно выражает русофобские настроения», «дискредитирует сотрудников правоохранительных органов», а «русские показаны исключительно в негативном свете». Он также подтвердил, что «специальные службы провели проверку произведения и выразили благодарность за бдительность».

Такой ответ дала активистам министр культуры Саратовской области Наталия Щелканова | Источник: Северный Человек | Саратов / Vk.comТакой ответ дала активистам министр культуры Саратовской области Наталия Щелканова | Источник: Северный Человек | Саратов / Vk.com

Такой ответ дала активистам министр культуры Саратовской области Наталия Щелканова

Источник:

Кроме того, активист выложил ответ из Министерства культуры Саратовской области на его обращение, подписанный министром Наталией Щелкановой. В письме чиновница «полагает, что содержание данного спектакля может включать элементы, порочащие честь и достоинство гражданина РФ, а также дискредитации сотрудников правоохранительной системы России». Также дополнительно отмечается, что директору Театра А. Бондарь направлено «письмо рекомендательного характера о пересмотре репертуарной политики».

В конце Наталия Щелканова добавила, что Минкульт не наделен полномочиями по осуществлению государственного контроля и проверке на предмет возбуждения межнациональной розни, а также «финансирования иностранными гражданами». По этой причине обращение было перенаправлено в адрес ГУ МВД России по Саратовской области.

«Оснований не имеется»

В ответ на наши официальные запросы в региональном управлении ФСБ сказали, что сведения о проверках театра ведомство не выдает и «оснований для предоставления запрашиваемой информации не имеется».

В региональном управлении МВД России по Саратовской области сообщили, что на данный момент по обращению гражданина проводится проверка. В областном Министерстве культуры ограничились сухим комментарием:

«Учреждение не является подведомственным Министерству культуры. У министерства нет полномочий влиять на репертуарную политику».

Можно было всё поправить разговором

Алина считает, что, если бы «хейтеры» обратились к ней лично, ситуацию можно было бы исправить.

— Какую бы тему я ни поднимала, главной темой всегда является — как оставаться человеком.


<p>Алина Бондарь</p><p>Алина Бондарь</p>

Мне очень жаль, что девушка, которая запустила эту машину негатива и захотела уничтожить спектакль, сразу приняла жесткие меры, а не поговорила со мной сразу после спектакля, не попыталась разобраться.

— Может быть, я услышала бы ее мнение и пересмотрела какие-то моменты, которые вызвали у нее триггер; может быть, еще совсем свежий, неоткатанный спектакль не совсем верно еще воплощался, и потому она так его считала. Обычно спектакли после премьеры еще несколько месяцев зреют, редактируются, улучшаются, — говорит режиссер.

По словам Алины, даже первый и шестой спектакль «Магазин» уже были разными. Последний стал с художественной стороны лучше, некоторые сцены изменились, доработались. И если бы по-человечески с ней поговорили, — может быть, удалось найти взаимопонимание.

Кадр из спектакля «Магазин» | Источник: Алексей Борисов / Алина БондарьКадр из спектакля «Магазин» | Источник: Алексей Борисов / Алина Бондарь

Кадр из спектакля «Магазин»

Источник:

— Так что я за мирное решение вопросов. Как говорится в одном нашем спектакле «За добрые отношения!»: этот урок нам дорогого стоил. Теперь мы снова будем набираться сил и постараемся сделать что-то хорошее, — резюмирует свой рассказ Алина Бондарь.

Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE10
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления