
Шоу слонов пользуется популярностью
Цирк мало кого может оставить равнодушным. Кто-то с удовольствием ходит на представления и ведет туда детвору, кто-то резко выступает против задействования животных в цирковых номерах и отрицает цирк как явление. Шоу слонов заслуженного артиста России Андрея Дементьева-Корнилова под названием «Девочка и слон» уже месяц собирает в Саратове аншлаги. Более того, у 11-летней слонихи Одри была премьера — она впервые вышла на манеж в компании старших слоних Претти и Марго. Мы отправились за кулисы Саратовского цирка, чтобы узнать все, что скрыто и пообщаться с разного рода артистами, дрессировщиками, акробатами и канатоходцами.
Когда идет репетиция со слонами, без разрешения дрессировщика на манеже лучше не появляться. Любое появление чужака может повлиять на настроение животного. Поэтому вначале администратор Елизавета Логинова провела мини-экскурсию по цирку, во время которой мы познакомились с клоуном Игнатом Старичихиным и осмотрелись за кулисами.
— Саратовский цирк рассчитан на 1571 место, это много, но внутри он очень камерный, за что зрители нас и любят, — рассказала Елизавета. — Есть такой термин как «цирковой зритель» — это про Саратов. Есть города, где не так активна посещаемость, но к нашему областному центру это не относится. У нас надолго задерживаются цирковые программы, люди едут на представления из Волгограда, Пензы, Ростова, Москвы и других городов. Едут, чтобы увидеть конкретную программу, либо конкретного артиста.
Само собой, назрел вопрос — почему у нас нет своей саратовской труппы, которая давала бы представления на постоянной основе. Тем более, учитывая, что в филиале Саратовского областного колледжа искусств в городе Марксе обучают цирковому искусству.
— Саратовский цирк является филиалом компании «Росгосцирк», имеющей широкую филиальную сеть по всей стране. — поясняет Елизавета. — И эта история началась еще со времен братьев Никитиных, когда впервые появился первый русский национальный цирк. Братья были основателями первых стационарных цирков по всей стране и не могли не обратить внимание на то, что зрители устают от одного и того же представления. Сегодня Российская государственная цирковая компания работает по принципу «циркового конвейера» — артисты и программы переезжают из города в город, а зрители получают каждый раз новое шоу.
Администратор цирка рассказала, что в здании каждая дощечка, цвет стен и другая, казалось бы, мелочь, имеет значение. Что-то сделано для сохранности реквизита, лучшей видимости, что-то, наоборот, чтобы «затемнить» выход артистов и не показывать закулисье во время шоу. Манеж тоже устроен специальным образом, например, у него есть такое волшебное место как «писта». Это специальный край, расположенный под определенным углом, который предназначен для лошадей. Писта предотвращает повреждение лошадьми барьера и помогает им бегать по кругу с правильным наклоном и темпом.






Саратовский цирк хранит немало тайн. В свое время в нем были специальные потаенные ходы, которые были задействованы во время выступлений иллюзионистов. Через них артисты появлялись в разных местах манежа. Также в росписи на стенах можно узнать знаменитых представителей цирковых династий, если присмотреться.
«Возлюби слона как самого себя»
Заслуженный артист РФ, руководитель коллектива «Девочка и слон» Андрей Дементьев-Корнилов — представитель старейшей цирковой династии дрессировщиков слонов. Он на манеже с 11 лет, причем пришел в цирк с легкой руки Юрия Никулина. Он намекнул его отцу, что мальчику пора на арену, а то «перерастает», и семья быстро задействовала его в номере с африканской слонихой. Теперь дочери дрессировщика идут по его стопам — они заняты в подготовке номеров, им 9 и 11 лет. Про детей артистов говорят «родившиеся в опилках». Пока папа работает со слонами, они выполняют гимнастические упражнения.
— Быстро хоботы подняли! Пируэт! — Андрей Алексеевич руководит слонами на манеже, а за успешные трюки подкармливает сушками. Огромные махины мчатся друг за другом, но знают, когда остановиться, развернуться вполоборота, поднять ногу.
Слоны неспешно репетируют
— Подняли ножки! — говорит им дрессировщик. И гладит по ноге, когда все верно.
Одна из слоних в один момент развернулась и ушла в сторонку.
— Одри, девочка моя, что случилось? — по-отечески заговорил с ней дрессировщик. — Все же хорошо было. Ну давай, пойдем к нам, тебя все ждем.
Проблема решилась вкусной сушкой — и «девочка» вернулась в строй.
Самой старшей слонихе Претти — 36 лет, ее дочке Марго — 17. Одри — 11. В среднем слоны живут около 60-70 лет, в неволе — дольше. Как выяснилось, чаще в цирках выступают индийские слоны — они менее строптивые, чем африканские. И чаще самки — они менее агрессивные, чем самцы. То, что Марго — дочка Претти, скорее, исключение из правил.
— У нас были гастроли в Германии 19 лет назад, там наши слоны находились смешанной группой с другими слонами, и, как говорится, «слона-то мы не приметили», — рассказывает Андрей. — У них случился служебный роман, и так появилась Марго. Содержать на постоянной основе смешанные группы небезопасно и нерентабельно.

Каждый слоник знает свое место
— А чем они занимаются целыми днями?
— Есть распорядок дня. По утрам, как правило, репетиции, потом отдыхают в слоновнике. Кушают по 18 часов в сутки, не кушают только когда спят. Поэтому нужно постоянно следить за тем, чтобы подстилка была всегда полна сеном, чтобы постоянно были ветки. Ветки необходимы как грубый корм для того, чтобы правильно работала перистальтика желудка. Кроме этого едят фрукты, овощи, каши, специальные корма с необходимыми витаминами и минералами. Перед выступлением приучены ходить в туалет.
Мне показалось, слоны забавно трубят. Необычно услышать этот звук вживую, а не с экрана телевизора.
— Вы понимаете, о чем они говорят?
— Я понимаю, если правильно выражаться, их сигналы. То есть я различаю, когда они трубят, если довольны или чего-то испугались. Могу читать их настроение по глазам, движениям.
— А как вы к ним относитесь: как к домашним животным или как к напарникам, как к детям? Кто они для вас?
— Вы знаете, все вместе. Понятно, что животных не стоит сильно отождествлять с человеком, мы — разные, но в какой-то момент они и как напарники, и как дети. Чувствуешь к ним весь спектр чувств — отцовскую любовь, заботу, тревогу. Мои родители всегда говорили: «Возлюби ближнего и делай так, как для самого себя». Все, что ты создаешь для них, надо пропускать через себя. Тебе было бы комфортно в этих условиях? Стал бы ты пить эту воду? Я даже помню, что всегда, когда слонам давали кашу, папа всегда подходил и пробовал ее на вкус.
Как рассказывает дрессировщик, когда цирковые слонихи на каникулах — три месяца в году, они живут в парке под Сочи на площади в 30 гектаров. Гуляют на открытой территории, купаются в водоемах, занимаются своими слоновьими делами.

Андрей Дементьев-Корнилов знает о слонах все
— А как дела с зоозащитниками? Многие против животных в цирке.
— К счастью, большинство людей любят цирк и продолжают его поддерживать своими визитами к нам. По поводу остальных мнений для начала необходимо разобраться, на какой почве они образовались. Кто-то отождествляет животное с человеком, не задумываясь о том, что это разные якоря для восприятия реальности. Кто-то создает шумиху за деньги. Но я всегда подхожу к этой теме с философской точки зрения. Если говорить вообще, в целом о сохранении природы, то цирк с животными — это не самое худшее место, которое нужно закрывать от людей. Есть много вещей, которые человечество делает во вред окружающему миру.
Зоозащитники говорят, что им жалко животных, но при этом у каждого есть телефон, фотоаппарат, кожаная обувь или кожаные ремешки на часах. В лесу никто не живет, все пользуются благами цивилизации. Они говорят, что в цирке к животным плохо относятся, но при этом все равно пользуются благами, которые наносят вред окружающему миру, в том числе и животным.
Дрессировщиков здесь можно сравнить с родителями. Есть те, которые воспитывают своих детей, в данном случае — тренируют. Те, кто максимально делает все возможное, чтобы их дети были успешными, благополучными, счастливыми, сытыми, добрыми и правильными. А есть родители, которым абсолютно все равно на своих детей и на условия, в которых они живут. Руководство нашей компании четко контролирует качество дрессуры и содержания наших животных. Поэтому зоозащитники могут спать спокойно — в нашей системе их никто в обиду не даст.
Воздушные гимнасты на бамбуке
Заслуженный артист РФ, мастер спорта по акробатике Рафик Алиев на арене уже 40 лет. Он стал родоначальником династии цирковых артистов. Его увлечение началось с любви к спорту, а именно к спортивной акробатике. Все эти фигуры из людей, акробатические пирамиды — его стихия. А также множество других видов акробатических жанров. Самое интересное, когда его пригласили в цирк как успешного спортсмена, он уже работал помощником машиниста метрополитена. Но пришел в цирк и остался.

Рафик Алиев не представляет жизнь без цирка
— Если влюбился в цирк — это на всю жизнь, — уверен он. — А про акробатику так говорят: если королева спорта — это легкая атлетика, то королева риска — это акробатика. Мы рискованные, у нас все на грани. Здесь важна не только физподготовка, но и желание быть первым, внутренний задор.
— Страшно, наверное, в первый раз трюк выполнять, но страховка есть всегда?
— В момент репетиции страховка обязательна, а когда уже в работе, то нет. Я же говорю, у нас все на грани. Зритель приходит получить свою порцию адреналина, и если увидит, что акробаты со страховкой идут, то скажет: «Да так и я смогу!» Так дело не пойдет. А когда видишь, что он идет на свой страх и риск, то уже по-другому думаешь. Вот чокнутые! Но я так сам и говорю: в цирке все артисты немного цирканутые, — смеется Рафик Закирович.
— Травмоопасная работа. Так можно и вылететь из программы на полгода…
— А можно и навсегда. Я так скажу: у нас тут практически производство с повышенной опасностью. Как в метрополитене всегда есть постоянное напряжение в 825 вольт для питания электропоездов, так же и у нас. Это наша жизнь.
Пока мы разговариваем, сын Алиева Эльман и его жена Елена выполняют невероятные трюки под куполом цирка. Их номер называется «Воздушные гимнасты на бамбуке». Бамбук в цирковом искусстве — это металлический шест, подвешиваемый вертикально, который является снарядом для воздушной гимнастики. Совершенно удивительный трюк: «крутка на зубах», когда артист, находящийся вниз головой, держит партнершу зубами за специальное устройство во время ее активного кручения.
Опасный номер
— Как такое можно было придумать? — поражаюсь я.
— Мы же не сразу аппарат взяли в зубы и понеслись трюк выполнять, это репетиции, постоянные нагрузки. Сначала своим весом на челюсти висишь. Понимаешь, тяжело — не тяжело, тренируешься. Человеческий организм же такой — ко всему привыкает. Так что, если постоянно этим заниматься, уже входит в привычку, челюсть сильнее становится и ее выносливость. У нас очень мощный организм, мощные челюсти и суставы, так что, если их правильно развивать, то можно накачать так, как нужно.
У Эльмана и Елены двое детей, и никто не исключает, что они пойдут по стопам родителей. Но, как говорит артист, выбор за ними.



— Тут нет такого, чтобы кто-то принудительно в цирк пришел. Я научу всему, что мы умеем в цирке, а дальше пусть выбирают сами. Можно пойти по нашим стопам, а можно, скажем так, уйти в обычную жизнь — это мы так ее внутри цирка называем. Это у нас, как есть Алиса в стране чудес, есть своя цирковая страна чудес. Но в мире много и других хороших профессий. Главное, я считаю, не быть лоботрясом и не сидеть на шее у родителей.
Еще один заслуженный артист РФ, руководитель канатоходцев Михаил Днепровский был на репетиции с женой и дочерью. Он цирковую школу выбирал сознательно, а канатоходцем стал случайно — предложили попробовать, он и согласился. В этом деле тоже свои секреты и надо хорошо владеть своим телом, чтобы ноги не дрожали. Но не только — еще играет роль боязнь высоты.
— Вниз, наверное, смотреть нельзя, когда идешь? — предполагаю я.
— Мы вниз обычно не смотрим, смотрим на конец каната или вперед себя.
— А когда сальто делаете, страшно, должно быть, приземлиться не на канат?
— Страх в любом случае присутствует, мы же не сумасшедшие, — смеется Днепровский. — Но он не панический, не сковывает все тело, чтобы ты не мог идти. На канате наоборот все идет на расслабление. Работа — она же для удовольствия.

Михаил Днепровский вместе с дочерью
Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.






