Наука «К гадалке не ходи»: психологи — о том, почему люди обращаются к магам и экстрасенсам

«К гадалке не ходи»: психологи — о том, почему люди обращаются к магам и экстрасенсам

И чем это опасно для ментального здоровья

К гадалкам люди ходили во все времена

Источник:

«В темные времена хорошо видно светлых людей» — знаменитая цитата Ремарка, которая дарит надежду на светлое будущее и веру в человечество. Только у нас всё наоборот, и в сложные времена, например такие, как 90-е в России, либо при различных катаклизмах на свет вылезают другие личности: пророки, целители, маги и экстрасенсы. Их усиленно транслируют по телевизору, они страстно шаманят, расследуют уголовные дела, обещают расцвет цивилизации и излечение от всех болезней. Люди, которые раньше заряжали банки с водой, теперь переводят им немыслимые деньги за обряды снятия порчи и другие сомнительные действия. Госдума постоянно обещает запретить оккультные услуги, но до дела пока не дошло. Мы поинтересовались у психологов, почему люди ударились в оккультизм.

Почему обращаются к эзотерикам?

— Магов и им подобных было много не только в трудные времена, — считает семейный системный психотерапевт, психолог Лариса Беляева (Паркина). — Я думаю, сколько времени человечество существует, столько люди и верят в магические силы. И скорее сейчас верит меньшинство, поскольку больше развита наука. Чем более осознанными становятся люди, тем меньше будет различного рода мистификаций.

На мой взгляд, чаще всего люди обращаются к магам так же, как и психологам, по вопросам личных отношений. Здесь уже речь идет о массовой «любовной зависимости». Например, когда женщина не принимает тот факт, что от нее уходит мужчина или он ей изменяет, она не будет смотреть вглубь себя. Она сразу же смотрит на него и думает о том, как его вернуть. То есть сесть, подумать, осознать, что происходит, понять вообще, кто это, с кем она в отношениях, каких отношений хочет, что ей подходит, что не подходит, как и кого она выбирала, — это сложно. Остаться одной — страшно. Поэтому лучше переложить на кого-то ответственность и надеяться на чудо. То же касается желания выиграть в лотерею, внезапно получить много денег, классную работу и так далее.

Вера в волшебство — это всё детские истории и травмы, надежда на то, что как-нибудь всё само собой, как в сказках, разрешится и ничего не нужно решать.

Вот так откуда-то взялся добрый волшебник и всё сделал за тебя. Это такая детская мечта, которая в определенный момент присуща каждому человеку, а для детей она наиболее понятна и свойственна.

Но когда взрослый человек застревает в иллюзиях и в неготовности брать на себя ответственность за собственную жизнь, то мы понимаем, что этот человек, скорее всего, не вырос с психологической точки зрения. Он ищет условных маму или папу, которые его успокоят и скажут, как нужно правильно поступить.

— В мистику и эзотерику народ обращается, потому что люди стремятся снять с себя ответственность за себя, за происходящее. Им проще переложить ее на сглаз, порчу и что-то такое, — говорит Елена Сумина, которая более 20 лет занималась организационной психологией. — Люди ждут волшебные таблетки, им проще пойти к бабушке или к эзотерику. Они ждут, что он своей волшебной палочкой взмахнет, но это так не работает. А с психологом работать — это не одна, не две и не три сессии.

Всё это было однозначно раньше, но не в таких количествах. В ковид (в 2020 году. — Прим. ред.) это всё обострилось. Когда людей закрыли дома и люди потеряли контроль над действительностью. Они оказались в закрытом пространстве, появилась повышенная тревожность, когда горожане стали мало общаться.

Экстрасенсы дают людям простые ответы, которые не всегда оказываются полезными

Источник:

Ко мне на консультацию обратилась женщина-врач с жалобами на плохое самочувствие, невезение и другие проблемы. В процессе диагностики выяснилось, что у нее была травмирующая ситуация, приведшая к депрессии, и посоветовала пройти терапию у клинического психолога, на что она сказала, что причина ее проблем — порча. У людей сохраняется магическое мышление. Людям так проще, потому что они меньше так напрягаются.

— У меня масса клиентов, которые прошли эзотериков, бабушек и дедушек, церкви в том числе, — отмечает кризисный психолог, гипнолог, игропрактик, куратор Центра трансформационных игр Елена Оганнисян. — И потом в итоге всё равно приходят к нам, к психологам. Но уже симптоматика гораздо серьезнее.

Исторически уже были бабушки-ведуньи в деревнях. Здесь плюс Анатолий Кашпировский и Алан Чумак, которые выступали по ТВ в 1990-е. Когда люди что-то не знают, таинственность — это всегда вызывает интерес. Люди думают: я сейчас приду, он мне скажет, что всё хорошо, и мне ничего не надо делать.

Все ли эзотерики — шарлатаны?

Лариса Беляева (Паркина) говорит, что ей интересны сами по себе экстрасенсы и прочие прорицатели. По ее мнению, они часто могут быть действительно неплохими психологами.

— У них может быть высокий уровень бытовой психологии, они могут что-то понимать и «пророчить», а эти совпадения людей и цепляют. Их клиенты не успевают проанализировать, не могут выдержать свое эмоциональное «затопление», поэтому ищут и находят легкий способ решения проблем, — говорит она.

По словам Беляевой, настоящий психолог не дает советов.

Людям свойственно магическое мышление

Источник:

— Психолог может давать советы и рекомендации, например, в вопросах воспитания детей, если к нему обращается человек, который не разбирается в возрастной психологии. А что касается остальных сфер, то они помогают человеку больше узнать себя, заглянуть в потайные дверцы, в которые человек, возможно, никогда не заходил, потому что он изучал мир снаружи. Многие запросы, начиная от личных взаимоотношений, заканчивая рабочими, давно изучены и разобраны, тот же самый «венец безбрачия». И здесь нет никакой магии, там всё очень научно. Точно так же, как и определенные заболевания, передающиеся генетически, в этом нет ничего магического, — отмечает психотерапевт.

Игропрактик Елена Оганнисян отмечает, что в ее сфере появилось много людей, не являющихся специалистами в психологии.

— Игропрактик — настоящий психолог. Просто трансформационные игры порой быстрее и легче помогают, чем когда мы идем к психотерапевту или психологу. Потому что, когда мы идем к ним, у нас есть внутренняя тревожность: что он там будет ковырять, искать во мне или что-то еще. Стыдно перед родственниками и друзьями, вдруг узнают о том, что посещают психолога. Когда же мы идем на игру, мы это воспринимаем как игру, как классное времяпровождение, отдых, развлечение.

Психика меньше выставляет барьеров, защиты не такие жесткие, так как это игра. И при этом экологично прорабатываем свои проблемы.

Но случилось так, что всё больше становится игропрактиков, которые не проходят обучения, не имеют специального образования. То есть купили игру, прошли обучение от автора игры по ее ведению в районе 2–8 часов. Но часто бывает, что кроме этого игропрактики не имеют психологического образования, что тоже очень грустно, то есть у них нет базовых знаний в области психологии, и порой это даже опасно.

Я испытала это на своем личном опыте. На большом фестивале я села за стол вроде как к профессионалу. Но получила ретравматизацию, потом пришлось обращаться к своему терапевту за помощью. Вот поэтому и важно иметь необходимые знания и навыки человеку, который называет себя игропрактиком.

Для этого мы создали ассоциацию, где мы ежемесячно проводим нетворкинги, лектории, практические занятия, посещаем игры более опытных игропрактиков, а также интервизии и супервизии. Их у нас проводят профессиональные психологи, игропрактики с большим уровнем и опытом для членов ассоциации. Мы вступаем туда и, соответственно, получаем всё это.

Чтобы получить статус ассоциированного сертифицированного игропрактика, необходимо иметь образование, прохождение личной терапии у психолога, наличие теоретической переподготовки в рамках одной долгосрочной программы в области групповой работы с игроками, не менее 50 проведенных групповых игр, прохождения супервизий и другие моменты.

«Жизнь с закрытыми глазами»

По мнению Ларисы Беляевой, к «магам» склонны ходить люди с повышенной тревожностью.

— Если призывать их к труду и работе над собой, им это неинтересно, это тяжело. Тревога забирает у них такое большое количество энергии, что на жизнь ее практически не остается.

Работа с психологом — это всегда труд, на который не все готовы идти

Источник:

Конечно, чаще всего обращение к магам происходит в моменты отчаяния. Если речь идет, предположим, о здоровье, неизлечимых заболеваниях, то люди надеются на чудо и цепляются за любую соломинку. Срабатывает механизм отрицания реальности: мы торгуемся с нашей судьбой, с действительностью и готовы испробовать все способы, чтобы ее побороть. Однозначно нельзя их осуждать за это. Каждый человек должен сделать определенные выборы в своей жизни, чтобы опять-таки столкнуться с последствиями своих действий или бездействий.

По поводу запретов со стороны государства деятельности магов и экстрасенсов, я предполагаю, что они ничего не решат. Когда что-либо запрещается, как правило, за этим начинают обращаться тайно. Если человек выбирает жизнь с закрытыми глазами, то он так и будет жить.

Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления