Саратовским студентам-целевикам медицинского профиля будут платить по 10 тысяч рублей, сообщил губернатор Саратовской области Роман Бусаргин. Финансовая поддержка коснется только тех «счастливчиков», кто после обучения отправится на отработку в отдаленные районы региона. Из уст губернатора прозвучало, что территорий будет 15. При этом Саратовская область включает 38 муниципальных районов. Какие именно из них выиграют в этой лотерее, пока неизвестно. Региональный Минздрав только готовит документы на новую стипендию.
Решение вроде бы здравое. Чем же еще, как не деньгой, стимулировать людей? Тем более сами врачи часто высказываются в соцсетях, дескать, вы нам только платите хорошо, и мы поедем, куда надо. Так будущим врачам-целевикам собираются платить по 10 тысяч рублей дополнительно целых 6–8 лет еще даже до того, как они приедут на место службы. Может быть, тогда зародится в их мозгу осознание того, что целевой договор — это не шутка какая-то, с которой не соскочишь? Вроде как тебе одолжили денег — отработай. В среднем за период обучения наберется 1 миллион рублей.
Конечно, другие студенты расстроились, что им не достанется. Но их и не отправляют на 3–5 лет в какую-то дыру. Можно, конечно, представить, что отдаленный район Саратовской области через 6–8 лет догонит и перегонит Америку, но давайте представим, что этого не случилось. Спасут ли целевики вымирающую деревню?
Почему я считаю, что нет. Напомню, я училась в медуниверситете и видела целевиков собственными глазами. Причем у них самих на первом курсе глаза горели, а на последнем — были мокрыми от слез. Перспектива переезжать из Саратова в Новые Бурасы и работать в поликлинике казалась так себе. Все искали варианты спасения. Спастись в этом деле — значит откупиться.
Резонный вопрос задала одна читательница: а что тогда делать населению, прикрепленному к этой условной поликлинике Новых Бурас, если туда не хотят ехать врачи? Давайте подумаем вместе.
Итак, берем целевика. Студенческая скамья еще остыть не успела, как он приезжает на работу в ЦРБ. Много ли от него будет толку, даже от самого круглого отличника? Практика и живые люди — это вам не учебник с симулятором младенца и виртуальный анатомический стол «Пирогов».
Хорошо, если в этой ЦРБ будут старшие опытные коллеги, всегда готовые прийти на помощь. А если не будут? Или будут, но не готовые или такие же неопытные? Всё закончится как всегда — пациентов будут перенаправлять в более крупный город на обследования и консультации. По сути, врач станет прокладкой между районной больницей и областным центром. Что изменится? Да ничего. Люди и так знают, что всегда могут обратиться к саратовским врачам. Проблема одна — до них доехать.
Кстати, я неоднократно слышала жалобы населения на молодых врачей. «Ничего не знают, не умеют», — самое безобидное, что они говорили. Знаю даже девочку, которая не выдержала упреков и разорвала целевой договор с районной больницей, отработав всего полгода. Она устроилась на работу в Саратове и счастлива.
Безусловно, талантливые медики смогут себя проявить в селе сразу после медуниверситета. Будут правильно ставить диагнозы и подбирать лечение. Лечить коклюш, энтеровирус и молочницу. Ну а если что-то посерьезнее? Правильно — уедет от них пациент в областной центр и принимать непосредственное участие в его лечении они не будут. Главное тут — вовремя заподозрить неладное. Потом сиди дальше, оформляй свои бумажки, выдавай препараты. А если их нет, пиши объяснительные, отвечай на жалобы жителей. Кто тут в выигрыше?
Итак, каким же может быть оптимальное решение? Идея не моя, но я ее слышала в бытность экс-министра здравоохранения Саратовской области Олега Костина. Выход — командировки областных специалистов в районы области. Это не как сейчас — одним днем, когда успеваешь принять 20 человек максимум и вернуться в Саратов. А минимум на неделю. Максимум можно определить отдельно. Приезжают опытные специалисты, живут в служебном жилье, сколько понадобится, получают командировочные. Принимают, осматривают всех, кого нужно, по своему профилю, дают рекомендации. В конце концов, сложные патологии в районах тоже не каждый день встречаются, поэтому смысла сидеть там годами может и не быть. Не лучше ли эти деньги на целевиков отправить на доплаты опытным командированным врачам?
Далее. Семимильными шагами развиваются дистанционные технологии. Во времена ковида студенты-медики даже учились на дистанте. Не один год в Саратове работает Центр телемедицины на базе ОКБ, когда саратовские врачи советуются с коллегами из федеральных медцетров. Районные врачи тоже советуются с областными. Так в чем проблема сделать такой кабинет постоянным? Зачем годами держать в кабале молодого врача, если можно правильно организовать телемедицинскую конференцию? Дальше уже дело за специалистами — нужно ли отправлять пациента в Саратов или обойдутся силами на месте. Ровно так же можно наблюдать пациентов с хроническими заболеваниями. Задача местной ЦРБ в этом случае — организовать транспортировку до областного центра, когда понадобится.
Современные проблемы требуют современных решений. Почему мы делаем шаг в прошлое с ее советской системой распределения врачей? Кому от этого лучше?
Предлагайте свои варианты.